Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 25.09.2018, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Экспедиция 2001 года


назад

Состав экспедиции:

  1. Васильева А.
  2. Васильева М.
  3. Коротыч Н.
  4. Коротыч Д.
  5. Алабина Е.
  6. Дьяченко А.
  7. Kудюpoвa Т.
  8. Судаков К.
  9. Куликовских Д.
  10. Зухович Д.
  11. Демин А.
  12. Катаева К.
  13. Солнцева Е.
  14. Зайчева Н.
  15. Крошилова О.

Руководители:

  1. Коротыч Н.И.
  2. Абдулина Е.Л.

Аннотация к отчету:

Отчет составлен из краткой характеристики населения, краткой справки об  этническом составе населения Кацбаха, воспоминаний информаторов, фотоматериалов.

Кацбах (Кизильский район)

Справка об этническом составе населения Кацбаха (составлено по похозяйственным книгам).

Общая численность наличного населения на 2000 - 2001 год - 1182 человека (для сравнения: 1916 г. - 5 тыс. человек), т.е. население уменьшилось в 5 раз по сравнению с 1916 годом. Но по сравнению с 1984 годом (986 человек) наблюдается некоторый рост.

В составе населения преобладают казахи и русские. Значительно меньше башкир (19 чел.), незначительно представлены татары (4 чел.), белорусы (4 чел.), молдаване (1 чел.). 

В браках, где родители казахи и башкиры, национальность передается по матери.

В браках, где представлены русские, дети записываются русскими. Это не относиться к бракам русские - казахи.

Кацбах

Кацбах - казачий поселок Полоцкой станичного  юрта, (Верхнеуральского уезда, Оренбургской губернии) оренбургского казачьего войска, ныне отделение совхоза «Победа», кооператив.

Поселение числилось под номером 9. В 1837 - 1842 г. стали давать всем казачьим постам, крепостям и станицам к востоку от р. Урал наименования по выдающимся победам русских войск. В 1842 г. был основан Кацбах («кац» - ­кошка, «бах» - ручей) как опорный пункт оренбургского казачьего войска на новой пограничной полосе. Назван в честь битвы на реке Кацава, близ Миница, при владении Кацавы в Oдеp.

В 1922 г. после образования СССР село входило  в состав Уральской области Троицкого округа. Кацбах вошел в состав колхоза «Уральский партизан», земля отходила колхозу навечно в количестве 16649, 25 га.

К 1935 г. населения - 7,11 чел., дворов в селе - 174, к 1941 г. население - 1176 чел., дворов - 256.

В конце 1961 г. отделение переведено в совхоз «Победа». С января 1984 г. Кацбах в составе колхоза «Светлый».

Кацбах находиться на левом берегу Зиняйки. Планировка поселения - ­продольно-рядовая. Несколько длинных улиц протянулось вдоль реки Зеняйки. Короткие и широкие улицы протянулись перпендикулярно реке.

Достопримечательностью поселка являются старые дома, сохранившиеся со времени образования поселка, и дома, построенные в начале 20 века.  Поселок возник на месте соснового  бора. Росли здесь и лиственницы. Поэтому сохранились дома из сосны и лиственницы. Толщина бревен составляла до 40 см., ширина плах из лиственницы, из которой стелили пол, изготавливали рамы, двери в домах достигают 28 - 32.5 см.

Старые дома - пятистенки. Их сохранилось несколько. Некоторые дома имеют подклеть (дом администрации поселка). Почти все частные дома имеют фундамент из «плитняка».

Интересная характерная черта старых домов - высокое крытое крыльцо, выходящее на улицу.

Сохранились сараи, изгороди, построенные из плитняка. Плиты укреплялись глиной.

   Крепление бревен изб - в «обло». Плетенье изгороди не сохранилось. Старая планировка поселка сохранилась частично. Если раньше центром поселка была деревянная церковь Рождения Богородицы, то в настоящее время, оставаясь

историческим ,центром, доминирующим строением, церковь утратила свое центральное положение в поселке. Вокруг нее - пустырь. Ближайшие улицы  отстроены заново.

Раньше, несмотря на то, что в деревне насчитывалось более 700 дворов, улицы не имели названий, не было номеров у домов.

Нагуманов Казбек Искамивuч, 1962 г. р.

Раньше на месте деревни был сосновый бор - «деревня строилась на лесе».

Сначала возник казацкий хутор Шанрах (купол, в который  крепятся палки - «шанрах»). Эти земли были казахскими. По указу Екатерины II казахов приказали записывать в казаки. Казахи сделали «тысячное отступление» - на 1 000 км. отступили назад.

Родной брат информатора проживал в Заре, был муллой. Дед - волостной, владел 1000 лошадей.

Стрелкова Анна Павловна 1935 г. р.

Белоруска из Гомельс:кой обл., Хойнецкий район, Аравицкого сельсовета, деревня Красноселье.

Приехали в 1951 г. Белорусы живут в Половском совхозе, Каменке.

 

Охудьянова Матфия Талыновна, 1931 г.р., башкирка.

 Родилась в Башкирии, Аскоровском районе.

Семья переехала в Кацбах в 1935 году. Прадед, дед имели табун лошадей, коров. Держали  слуг, были раскулачены. Свекор был муллой.

Строили склады, базы для коров - из камня. Камень добывали в горах ­возили на быках.

На :церковной колокольне был колокол 60 пудов. Рядом с церковью -- пожарная. Пожарными были старики. Воду возила на лошадях. Пожарные отбивали каждый час, слышно было за 10 км. В 1939 г. колокол сняли.

Отмечали праздник Курман-Байрам (Пасха). Отмечали и казахи, и белорусы вместе.

Кололи овец, за день съедали 4-х баранов: 2 барана на обед, 2 на вечер. В одном доме собирались мужчины, в другом женщины.

Ураца (Рождество). Соблюдали пост перед рождеством 1 месяц. Ели по  очереди в разных домах. Делали бешбармак, картошку с мясом (конина, баранина), блины с творогом, пирожки с капустой. Пили чай со сливками, с маслом. Раньше варили варенье из ягод.

Лодная Надежда Ивановна.

Родители: Иван Афанасьевич Михайлов, Федосья Тимофеевна. Семья жила в пролетарка на р. Урал (поселок в 69 км от Кацбаха), в 1956 г. переехали  в Кацбах.

Дом - «хата» - саманный, 2 комнаты. Пол в комнате застилали досками. Пол в сенках земляной, его замазывали красноватой глиной, а потом смесью коровьих лепешек с глиной, разбавленной водой. Для этого использовали щетки, связанные из осоки.

Хата была  покрыта камышом (кто был богаче, покрывали тесом). Потолок в хате - деревянный, у некоторых белили.

Некоторые дома были деревянные. В хозяйстве держали много скота: корова, теленок, овечки; были куры, гуси.

Во время войны с коровы сдавали 8500 литров молока.

В огороде садили картошку, капусту, огурцы, огурцы, тыкву. Помидоры появились с 1953 г. - свекор завез в Кацбах. Косили серпами, «лобогрейками»: 2 быка, за них ярмо. Прикреплялась коса с зубьями, она и срезала.

Мололи хлеб: лошади ходили кругом, выбивали вручную. Позднее привезли веялки, «колесники» (тракторы).  Зерно забрасывали в фургон вручную - тяжелый труд.

Транспорт:

• «Рыдвайка» - тележка на колесах, запряженная лошадью, быком.

• Бричка

• «Кормовозка» - на санях с решеткой.

Домашнее производство:

1. ткали полотно из конопли

2. из конопли делали масло, мочили в Урале, давили ногами, били, чесали.

3. делали сами мыло: животное сдохнет, падаль кладут в чан, добавляли каустиковую соду, соду. Вариться. Получается однородная масса, она выливается в корыто. Масса застывает, потом ее режут на куски и высушивают.

Одежда: Летом - брезентовые штаны, их начищали кремом, ситцевые платья. Зимой - валенки. Ситцевые платья стирали мылом (самодельным), штаны глиной. Одежду гладили утюгами, которые нагревали на печи или на пару.

Пища: хлеб сами пекли: конский щавель собирали петом, сушили, растирали, добавляли просо и лебеду. Затируха - из черных зерен лебеды, их перетирали,  варили.

Танцы: «Сербянка», «Кадриль»

Игры:«Лапта», «красный - белый» (прячутся, I: разведку искали. Мячи: резиновые, из :Коровьего волоса. Самодельные куклы, лицо рисовали.

Долганова Нина Кузьминична, 1918 г.р.

Родилась в Кацбахе. Отец - Кузьма, мать - Хавронья Тимофеевна. В семье 4  дочери.

Хозяйство в семье: лошадь, корова, куры. Была земля, сеяли коноплю. Из нее делали масло: засыпали, выдавливали. Оставались «жамки», их ели - вкусно.

Во время войны держали коз, овец. Коз чесали, вязали  из них пуха. В Кацбахе была школа. Нина Кузьминична училась, закончила 3 класса.

Основные занятия в деревне: земледелие, скотоводство. Много было молочных коров. Сейчас молочных коров мало (в основном, коровы сейчас дают 8 литров молока)

Во время войны обучали лошадей, отправляли на фронт. В деревне был свой Кирпичный завод, две кузницы.

Дома из овчиной шерсти вязали длинные гетры (чулки), тапки, стегали одеяла: собирали из лоскутков, стегали на станках. Выбивали, вышивали полотенца. Ткали полотно. Из этого полотна шили юбки, кофты.

Пища: Салма - затирка  на молоке. Делали кислое молоко. Давали 300 гр. Муки в день. Из муки на кислом молоке и с травой пекли.

Праздники и игры: Пасха: красили яйца. Яйца положат на землю, катают тряпичный мяч, если попадает и яйцо выкатывается -  его забирают себе.  «Ловцы», «городки».

О жuзни:«Ты к ней жмись, она топыриться».

Песня:

«Зачем сидишь до полуночи у растворенного окна.

Кого ты глядишь, о ком страдаешь.

Заветных песен не поешь.

Зачем вечернюю порою выходишь

 Рано на крыльцо ... » 

 


Copyright MyCorp © 2018