Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Елисеев К. М.


Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека. Она вошла в каждый дом и оставила свой след в каждой семье. Я хочу рассказать о моем прадеде Елисееве Константине Максимовиче. Я знаю о нем со слов моего деда, а также в семье сохранились его воспоминания, учебники, конспекты, рисунки боевых самолётов тех лет.... Всю свою жизнь он гордостью говорил о Васильковской школе, вспоминая военную службу на аэродромах в Германии, уже после войны... Я считаю своим долгом рассказать о прадеде, участнике Великой Отечественной войны. Рассказ составлен по воспоминаниям моего прадеда Елисеева Константина Максимовича.

Когда началась война, мой прадед оканчивал среднюю школу. В самом начале войны в Миасс с Украины и города Васильков было эвакуировано Васильковское авиационная школа. В 1943 году курсантом школы был зачислен мой прадед. В 1944 году он зачислен и был направлен на фронт (ему было 18 лет). Сейчас его нет в живых, он умер 4 июня 2004 года, не дожив до славного юбилея 60-летия Великой Победы.

- Летом 1943 г. На площади Труда в Миассе, старом городе (тогда не было сквера) в четком строю по команде «смирно» застыли 2 роты курсантов. Перед строем стоял начальник Васильковской военно-авиационной школы механиков самолетов инженер-полковник Суслин. (школа была эвакуирована из г. Василькова.)Приняв рапорт от начальника штаба. Инженер - полковник обратился к нам: «Товарищи курсанты! Фронту нужны механики для обслуживания боевых машин. В стенах нашей школы вы получите эту специальность. Школа располагает самолетным и моторным циклом, в котором установлены все приборы, агрегаты и вооружение самолетов. Имеются учебный аэродром для отработки навыков подготовки самолетов к боевому вылету и фронтовой аэродром для произведения ремонтов в полевых условиях. Школа укомплектована инженерным и преподавательским составом, который будет вести различные дисциплины по теории и конструкции самолетов, моторов и вооружения. Товарищи курсанты на вас надеты погоны цвета голубого, неба, овладевайте военной техникой, высоко несите честь советской авиации».

И курсанты несли эту честь, ежедневно 10 часов классных занятий. Инженерный и преподавательский состав действительно был подобран: курс теории самолетов преподавал сам автор учебника, военный инженер 2ранга Водяной, теорию двигателей преподавал член конструкторского бюро инженер-полковник Агарков.

Со 2 полугодия началось практические занятия на аэродромах. Каждый понедельник два классных отделения в полном снаряжении, т.е. с полевыми сумками, с противогазами, с карабинами, лопатами, гранатной сумкой отправлялись на практику. На площади играл оркестр, старушки плакали: «Опять отправляют на фронт».

Отделения, как бы соревнуясь, пели авиационные марши и город слушал. Пройдя здание техучилища, отделение, которое пело: «Бросая ввысь свой аппарат послушный...» повернуло вправо, это был учебный аэродром: длинными рядами стояли горбатые штурмовики, а, напротив, пикирующие бомбардировщики. В землянках были общежития, столовая, пожарная и др. помещения.

Отделение, которое пело «Пропеллер громче песню пой, неся распластанные крылья за вечный мир летит стальная эскадрилья...» маршировало дальше, они повернули в лес, (где сейчас расположена ветлечебница), там в капонирах покрытые маскировочными сетками рассредоточено стояли скоростные бомбардировщики «СБ», были окопы траншеи и отделению придется надеть каски и бежать бегом. Здесь все как на фронте и передвижение только бегом. Курсанты будут проводить ремонт в полевых условиях, пулевые и осколочные пробоины проделает инструктор и засекает время. Соблюдая светомаскировку, курсанты будут сверлить, пилить, строгать, паять, лудить и даже шить, а ночью, возможно, придется занять оборону, в траншеях установлены пулеметы... Инженер-капитан, инструктор оценит работу по времени и качеству и поставит отметку «отработано».

А что делают на учебном аэродроме?

Весь день лазят по кабинам, копаются в моторах, снимают, потом опять ставят элероны, наверное, здесь легче,... но... Ночью вдруг пронзительно завыла сирена, как выстрел прозвучала команда дневального «боевая тревога». Все пришло в движение. Из всех землянок быстро выбегают курсанты, застегивая на ходу технические куртки, они бросались к самолетам стоящих в длинных рядах на линейке. Полетели в сторону чехлы, обнажая закрытые броней мощные моторы, а также с пушек пулеметов. В бронированные кабины, запыхавшись, садятся будущие механики, там и там слышаться отрывисто короткие команды «от винта» и винты медленно начинают поворачиваться, из глушителей вырываются длинные языки пламени и лижут бронь. Все быстрее вращаются винты, теперь не видно лопастей, они слились в четырех метровые диски. Обороты моторов растут, теперь не слышно отдельных, все слилось в сплошной рев, а сзади самолетов ураган, вырывающий из земли все, что плохо держится. Сотрясаю воздух, воют моторы пикирующих бомбардировщиков, а вперемежку с коротким, но мощным рыканьем штурмовиков. Сектора газа переводятся «на взлётный режим», теперь всё слилось в общий рев, самолеты подпрыгивают и готовы начать разбег для взлёта, но взлёта не будет это проба двигателей. Постепенно винты останавливаются, открываются бронированные люки, начинается осмотр мотора. Завыл сжатый воздух, слышится лязг затвора - это перезаряжают пушки и пулеметы. Механики объединяются по три, поднимают и навешивают на замки бомбы и это ещё не всё, 8 реактивных снарядов дополняют боевой комплект. Теперь осталось завернуть взрыватели в бомбы и в «реактивные снаряды», хотя и команды не было, а механики опять бегут, теперь от самолётов к центру рулежной дорожки и вытянувшись, приложив руку к шлемофону, докладывают: «самолет №47 боевому вылету готов». Приняв доклады, инструктора осмотрят каждый самолёт, сделают замечание и поставят отметку в своем журнале. После этого всё надо сделать в обратном порядке и на следующей неделе «тревогу сыграют» другому классному отделению.

Если к этому прибавить, что дисциплина в школе была строгая: ходили в обмотках, питались строго нормировано, на обед, например, хлеба 200 гр., щи и каши полная тарелка на четверых, мясо и котлет ни когда не давалось, трудно было, но об этом никто не говорил.

После сдачи зачетов на другой же день всех отправляли на фронт.

Так и прадед со своим курсом,- проучившись один год, - в 1944году все были отправлены на фронт. Отправили служить в Белоруссию под г. Ковель. Инженер-полковник штурмовой дивизии №300, встретил словами: «Дорогие мои, васильковцы, как мы вас ждали! На фронте не хватает специалистов-авиамехаников! Как только я вас делить буду, мои дорогие. Ведь в каждом полку не хватает столько, сколько вас прислали на дивизию. Но раз вы васильковцы, берите сразу по 2 самолёта. Суслина я знаю, это лучшая школа...». И правильно, они легко потянули, привыкшие к более жестоким требованиям, это было совсем легко. Более того прадед впоследствии встречал на фронте выпускников школы, которые обсуждали транспортно-десантный самолёт «Витель».

Победу встретил на боевом аэродроме под Берлином и ещё 5 лет после окончания войны служил на территории Германии на разных аэродромах. Уволился в запас в 1950 г. и вернулся в родной город.

Прадед бережно хранил листок выпускника испытаний и справку, в которой написано, что он изучил конструкцию и техническую эксплуатацию самолётов Ил-2 с мотором ПЖ-36 и может работать на этой материальной части и далее подпись: начальник школы инженер-полковник Суслин. Начальник учебного отделения инженер-капитан Асриян.

И хотя школа называлась Васильковской, но выпускники военного периода города Василькова никогда не видели, а помнили маленький город Миасс. Эвакуированной в тыл школой, готовились механики для обслуживания грозных машин.

В Миассе есть немало людей, которые хорошо помнят, где и как располагалась авиашкола, некоторые даже работали в различных службах школы. Весь клуб напилочного завода занимала столовая, в школе №1 (по ул. Первомайской) находился моторный цикл, в дом пионеров – самолётный цикл, швейную фабрику и прилегающие к ней магазины, занимал технологический цикл.

Начальник школы жил по переулку Широкий (в запрудной части города). Каждое утро все видели, как высокий стройный красивый полковник шёл в штаб, и поздороваться с ним каждый житель считал за честь. Дочь полковника Наташа Суслина, она была похожа на отца, была в городе единственной певицей и она часто пела на праздничных концертах в авиашколе, к ней все относились с уважением, после её пения 4 роты курсантов дружно аплодировали.

Не имея аэродрома, Миасс видел и слышал авиацию. Он видел, как под звон меди военного оркестра маршировали роты курсантов с погонами цвета голубого неба. Этот город слышал авиационный марш «Все выше», где запевала старательно выводил:

«Бросая ввысь свой аппарат послушный,

Или творя невиданный полет,

Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,

Наш первый в мире пролетарский флот».

И сегодня, в день авиации, бывшие механики самолётов вспоминают Миасс, военные летчики, рассказывая о своих боевых делах, скажут, а «был у меня механик, хороший парень, из Васильковской военно-авиационной школы». Именно подчеркивают эту школу, потому что она была лучшей в стране.

В трудные годы войны в нашем городе готовились кадры механиков военных самолетов.

Назад


Copyright MyCorp © 2024