Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 14.08.2018, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Школа юного исследователя (Курс I)


назад

Данный курс является результатом системной работы с учащимися школы №104. Курс представляет собой разработанные занятия по методике исследовательской деятельности  учащихся и может использоваться для формирования исследовательских навыков как у учащихся 5 классов так и  более старших классов. 

В курсе представлены разработки десяти занятий. Всего тематическим планированием  предусмотрены 34 занятия (1 занятие в неделю). Кроме данных теоретических занятий  предполагается практическая работа в библиотеках, архивах, занятия по методике работы с их фондами, индивидуальные консультации по  исследовательским работам учащихся.


Знание – только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью

Л.Н. Толстой


Скажи, этот путь волнует тебя?

Если да, то это правильный путь,

Если нет, то он тебе не  нужен


Карлос Кастанеда



Содержание


Занятие 1. Что такое исследовательская работа?



Занятие 2. Тема и проблема исследования

Занятие 3. Объект и предмет исследования


Занятие 4. Цели и задачи исследования

Занятие 5. Методы исследования


Занятие 6. Методы исследования. Сравнение.

Занятие 7. Методы исследования. Аналогия. Моделирование


Занятие 8. Методы исследования. Обобщение. Классификация


Занятие 9. Работа с историческим источником

Занятие 10. Типы школьной работы


Занятие 1. Что такое исследовательская работа?


План:


1.Исследовательская работа. Краеведческое исследование.


2. Планирование  работы на год. График работы.

3.Развитие творческого воображения.


1.Исследовательская работа - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

- для И.Р. характерны объективность, воспроизводимость, доказательность.

- И.Р. имеет два уровня- эмпирический (опытный) и теоретический.

Краеведческое исследование - это изучение объектов, процессов и явлений, характерных для конкретного региона.


2. Планирование работы на год. График работы.

График самостоятельной работы над темой:




Сентябрь



Выбор темы

Октябрь


Работа в библиотеке


Ноябрь



-Подборка литературы. Выписки.

-Компоновка Введения, глав основной части



Декабрь



-Сдача на проверку черновиков Введения, основной части. Правка.


Январь

-Проверка Введения, основной части.

-Проверка черновика Заключения, Приложения.

-Оформление списка литературы.



Февраль


-Написание тезисов.

- Проверка Заключения, Приложения, списка литературы (проверка беловика всей работы).



Март



- Написание защитной речи

-Предварительная
защита.


Апрель


-Выступление на НОУ

- Выступление на  конференции «Ступени творчества»

-Выступление на конференции «Славянские чтения»


Май



Планирование работы на лето и следующий учебный год



3. Развитие  творческого воображения.



Учимся задавать исследовательские вопросы. Игра «да-нет». Играют парами или группой. Цель игры - назвать то существительное, которое загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше (количество можно ограничить). Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит данное понятие.

Д/з. 1. Прочитать работу «Первая исследовательская работа или Учитель помогает»


Занятие 2. Тема и проблема исследования.

План:


  1. Тема исследования.

  2. Проблема исследования.

3.  Развитие творческого мышления. Решение проблемных задач.


1.  Для организации научно-исследовательской работы необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление проблемы, определение  объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, определение методов проведения исследования, в том числе, подбор и изучение литературы и источников.

   Формулировка темы работы находится в прямой зависимости от содержания исследования.  Тема - это определение сути исследования.

2.  Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему.

Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. (Пример: в рамках историко-родословных исследований проблемы заключаются в выявлении новых или неизвестных
лиц,  родственников).

3. Развитие творческого мышления.

Игра «Вырази мысль другими словами»

Берется несложная фраза. Например: «Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других
предложениях. Важно, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, кто назовет больше удачных вариантов.

Решение проблемных вопросов.

  1. В индийском языке много слов, похожих на русские: Агни - огонь, вадар - вода, вата - ветер, го - бык (отсюда наше слово-«говядина») и др. Как объяснить такое сходство?

  2. На одной из старинных книг есть грозное предупреждение: «Аще кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет-
    проклят будет». Почему книгу надо было обязательно застегивать?

 Д/з. Начать поиск литературы по теме.

Занятие 3. Объект и предмет исследования

 План:

  1. Объект и предмет исследования. Теория и практика.
  2. Развитие творческого воображения.
  3. Отчет по Д/з. Индивидуальная консультация.

1.1. Объект и предмет исследования.

Теория.

 Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для исследования.(Пример: объектом в историко-родословном исследовании может быть сам процесс исследования, а также генеалогия или биографика как специальные исторические дисциплины).

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находится в рамках объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. (Пример: предметом в историко-родословном исследовании может быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная).

Вариант: Задание.  По схематичному рисунку определить, что такое объект, а что такое предмет исследования.



Практика. 1. Практическая работа по определению объекта и предмета (предлагают и  определяют сами ученики)


2. Определение объекта и предмета каждой конкретной исследовательской работы учеников.

2. Развитие творческого воображения.

«Узнай объект по описанию». Отгадай загадки

  1. В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Что за дом у них такой,

До краев налит водой. (Аквариум)

2. Дом без окон и дверей:

В нем шесть кругленьких детей,

В темноте проводят дни.

Угадайте, кто они? (Горошинки)


3.Индивидуальная консультация. Отчет по д/з.

Занятие 4. Цели и задачи исследования.

План:


    1. Цель исследования

    2. Задачи исследования

    3. Практика

    4. Развитие логики

Важнейшим компонентом исследования является постановка цели и задач.

1. Цель исследования - это конечный желаемый результат И., к чему в итоге следует придти.

2. Формулировка задач исследования необходима для  конкретизации цели исследования.

Задачи исследования – это этапы пути к цели, это то, что помогает достичь цели. З.И. могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, 
обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов   общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.  

3. Отработка навыков определения цели и задач исследовательской работы. 

 Варианты: 1. Называется тема предполагаемой работы. Учащиеся предлагают цели и задачи этой работы.



  1. Учитель выдвигает, не называя, цели и задачи. 
    Учащиеся должны определить, что является целью, что – задачами.

  2. Определение целей и задач  собственной работы.

Задание. Определить тему, цель, задачи работы:


    1. Развитие народного образования  в Челябинске в XVIII -  XIX вв.

    2. Изучение развития системы образования в Челябинске в XVIII -  XIX вв.

    3. Рассмотреть историю возникновения и деятельности учебных заведений.

    4. Проследить эволюцию численного и социального состава учащихся челябинских образовательных учреждений.

    5. Рассмотреть историю создания Челябинской гимназии.

    6. На примере Челябинской гимназии рассмотреть учебный процесс и систему управления учебными заведениями.
(1 -тема, 2-цель, 3-6 - задачи)

4. Развитие логики

Делаем логический вывод

1. Оля читает лучше Маши, но хуже Лены. Кто читает лучше всех и кто хуже всех?

2. Маша считает лучше Лены и Вики, а Наташа считает лучше Вики. Лена считает лучше  Наташи.

Назови, кто из всех считает лучше всех и хуже всех.

Занятие 5. Методы исследования



    1. Что такое «метод исследования»

    2. Виды исследования

    3. Практика

    4. Развитие творческого мышления

1. Существует такое понятие как методика исследования, которая включает в себя совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.

Метод исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследования.

2. Существуют следующие виды методов проведения исследования:

1. Накопление научного материала:

  • изучение литературы и источников
  • ознакомление с историей и теорией вопроса
  • достижениями в смежных областях
  • консультация
  • наблюдение.
2. Осмысление собранного материала:

  • сравнение
  • измерение
  • анализ и синтез
  • обобщение
  • аналогия
  • моделирование

3. Проверка и уточнение фактов:

  • критика
  • уточнение сделанных выводов
  • корректировка
  • обсуждение результатов
  • эксперимент
  • проверка на практике.

3. Практика

1. С какими из этих методов вы уже знакомы? Какие методы вы используете в повседневной учебной деятельности? Расскажите,  когда и как вы их применяете?

2. Какие методы вы можете использовать в своей исследовательской работе?

4. Развитие творческого воображения.

Что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома? Сколько способов  ты знаешь?


Занятие 6. Методы исследования. Сравнение.

План


  1. Что такое «сравнение»

  2. Алгоритм сравнения

  3. Практика

  4. Развитие творческого воображения.

 1. Сравнение - это установление сходства предметов и явлений.

 2. Алгоритм сравнения


1. Выделить у обоих предметов существенные признаки.

Например: какие признаки могут быть у яблок?

(вкус, цвет, размер, «червивость», спелость и т.д.)

2. Определить содержание признаков.

(яблоко: сладкое, кислое, красное, розовое, зеленое, желтое, червивое и т.д.)

3. Существенные признаки одного предмета сравнить с существенными признаками других предметов

4. Установить сходные существенные признаки

5. Установить различные существенные признаки. (Порядок 4-го и 5-го этапов можно менять в индивидуальном порядке)

3. Практика

1.Сравнить два яблока

Сравниваемые 
признаки (критерии)

яблоко

другое яблоко


степень спелости



Сходство

Оба яблока спелые


Оба яблока красные



цвет



 

Различие


?


сладкое

кислое


размер


большое


маленькое

?


Практика. Разработать критерии сравнения для какого-либо предмета, явления.

4. Развитие творческого воображения.

Занятие 7. Методы исследования. Аналогия и моделирование.

План

1.Что такое « аналогия»

2. Что такое « моделирование»

3. Развитие творческого воображения



  1. Аналогия – сходство предметов (явлений, процессов) в каких- либо свойствах.  Умозаключение по А. – знание, полученное 
    из рассмотрения какого- либо объекта и перенесенное на менее изученный,сходный по существенным свойствам, качествам, объект. Такие умозаключения - один из источников научных гипотез.

Пример  

«Русская Правда» и «Салическая Правда» - аналоги. Они похожи по многим статьям (рассмотреть).

Следовательно (проводим аналогию), если «Р.П.» - памятник раннефеодального права, то и «С.П.»- тоже является памятником раннефеодального времени (мы нашли сходство по аналогии)

(Примеры детей)


  1. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Модель- 1. устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие другого («моделируемого») устройства в каких- либо целях;

2. В широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный; изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.д.) 
какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» М.), используемый в качестве его представителя.

-Какие объекты можно изучать по их моделям? Явления? процессы?

3. Развитие творческого воображения. Использование аналогий.

1.Подберите примеры изобретений древности, сделанных на основе прямых аналогий с природными объектами, явлениями.

(Ответ: одежда из шкур животных, плот, использование огня…)


  1. Подобрать символическую аналогию для следующих слов: облако, вентилятор, книга, авторучка.

(Ответоблако - легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота.

Вентилятор - твердый ветер, настольный сквозняк, застывший  вихрь.

Книга - молчаливый рассказчик, отсутствующий собеседник.

Авторучка- упакованная клякса, твердые чернила.

Ответы могут быть другие. Главное, чтобы выполнялось основное условие - символическая аналогия составляется из двух слов: прилагательное и 
существительное, причем по смыслу они должны противоречить, отрицать одно-другое).


Занятие 8. Методы исследования. Обобщение. Классификация.

План


  1. Обобщение. Что это?

  2. Классификация. Этапы классификации.

  3. Практика

  4. Решение творческих задач/ кроссворд.
1. Обобщение –  объединение объектов в одну общность предметов и явлений по основным свойствам

С помощью обобщения осуществляется поиск существенных признаков, принадлежащих целому классу 

предметов. Например:

1 пример: деревянный стул, деревянный стол, деревянный буфет, деревянная кровать.

 Первый (основной) признак этих предметов - функциональное назначение  предметов (приспособления, создающие комфортные условия существования человеку в помещении);

Второй признак – эти предметы – деревянные.  На основании признаков можно сделать обобщение: эти предметы - деревянная мебель.

2 пример: кукла, мишка, машинка, паровозик, плюшевая собачка.

Основной признак – эти предметы служат для развлечения детей. Делаем обобщение: эти предметы – игрушки.


  1. Классификация- процесс разделения предметов, явлений, процессов на группы по их общим и особенным признакам.

Этапы классификации:

  1. выявление различных признаков объектов, подлежащих классификации;
  2. выделение главного признака, служащего основанием для деления на классы(группы);
  3. деление множества объектов на классы (группы).

Пример: стол, стул (пластмассовый), деревянная кровать, деревянный буфет, мишка, кукла маленькая, кукла большая, собачка, железный паровозик, диван.

1 этап. Признаки: одни предметы деревянные, другие железные, одни маленькие, другие большие.

2 этап.  Признаки: одни служат для удобства, другие – для развлечения детей.  Эти признаки являются основными.

3. Эти предметы делятся на две группы (класса): мебель и игрушки.


3. Практика. Задание. На материалах своей работы провести обобщение, классификацию.


Классифицируй (выдели такие группы, которые могут быть обозначены одним словом или словосочетанием).

Животное, пихта, сосна, растение, кролик, щука, рысь, корова, овца, лось, береза, мак, василек, дерево, цветы, липа, дуб, волк, лошадь, хищник

5. Работа с кроссвордом (О.А.Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М., 1988, с.29)


Занятие 9. Работа с историческим источником.

План


  1. Что такое «Источник»

  2. Классификация видов источников

  3. Практика

  4. Развитие творческого мышления.

Опережающее задание:

-Внимательно осмотрите кабинет. Какие предметы, находящиеся в кабинете, могут служить источником информации? Что такое источник информации? (Дети предлагают свои варианты)


Copyright MyCorp © 2018