Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 14.08.2018, 09:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Школа юного исследователя (Курс II)


назад

На II курсе основными направлениями pаботы являются: расширение, углубление и усвоение теоретических знаний, развитие практических навыков исследовательской работы, развитие мышления и творческого воображения.

В данном курсе уделяется внимание работе с текстом, с историческими источниками, осваиваются новые теоретические и эмпирические методы исследования.

Тема 1. Структура исследовательской работы.

Занятие 1.

Структура исследовательской работы (Схема).

План:

1.Структура работы.

2. Развитие творческого воображения. Решение логических задач.

 

Юный исследователь должен помнить, что его исследовательская работа должна иметь определенную структуру, которая должна отвечать требованиям, предъявляемым к исследовательской работе, иначе она всерьез не будет воспринята и не будет высоко оценена. А ведь мы стремимся к успеху, не так ли? А иначе и не стоило браться за эту работу. Верно? Поэтому неплохо бы вспомнить то, о чем мы уже говорили на 1 курсе. Ну а  чтобы не стало скучно, то можно и дополнить  чем-нибудь новеньким.

-Итак, какой должна быть структура исследовательской  работы?

Надеюсь, что многое вы помните. Назовите элементы структуры работы. Теперь посмотрим эту схему. Определите те элементы, с которыми  не знакомились ранее.

«Структура исследовательской работы»

1.Титульный лист.

2. Введение:

1. Актуальность темы;

2. Историография вопроса( кто, когда и что писал по данному вопросу);

3. Современное состояние вопроса. Новизна рассматриваемого вопроса (новые ракурсы рассмотрения темы в связи с новыми условиями ит.д.);

4. Возможные противоречия, возникающие при новом рассмотрении вопроса;

5. Постановка проблемы (из актуальности и противоречия);

6. Определение темы работы (на основании противоречия и проблемы);

7. Объект и предмет исследования;

8. Гипотеза (на основе проблемы);

9. Цель;

10. Задачи;

11. Методы исследования;

12. Описание структуры.

3. Основное содержание работы:

а) в данном разделе должны быть раскрыты новизна и достоверность результатов работы;

б) новым может быть, например, анализ известных научных фактов, оценка их автором работы и т.д.;

в) достоверность результатов должна быть доказана( расчетами, ссылками на источники ит.д.)

4. Выводы, или заключение.

Четкая фиксация основных результатов работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и четкими. Утверждающее содержание вывода – это то, на чем настаивает автор работы, готов отстаивать.

5. Список литературы.

6. Приложение.

 

2. Решение логических задач.

1.    Как разделить полтину на половину?

(Так как полтина – это 50 копеек, то надо разделить 50 на ½. Выполнив деление, получим:

50 : ½= 100коп.= 1 руб)

2.В астрономической обсерватории ведут поиск новых и сверхновых звезд. Для этого ежедневно фотографируют один и тот же участок неба. И хотя он невелик, на нем телескоп видно несколько десятков тысяч звезд. Как среди них обнаружить новую звезду, которой еще вчера не было?

(На позитив (белые точки звезд на черном фоне) накладывают вчерашний негатив (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды, кроме новой, которой вчера еще не было, совпадут и не будут видны)

3.На какой вопрос никто ни когда не ответит «Да»?

(На вопрос «Вы спите?»)

Занятие 2. Нахождение противоречий

План

1.    Противоречие в логике.

2.    Противоречие в  работе

3.    Развитие творческого воображения

 Противоречие (в логике) – наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого. В широком смысле – утверждение о тождестве заведомо различных  объектов.

Противоречие указывает или на логическую порочность рассуждения, или несовместимость посылок, положенных в основу рассуждений.

В логике существует закон непротиворечия.

Закон непротиворечия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно  истинным. Например: Кентавры существуют и Кентавры не существуют.

 Ученик может выявить внешнее противоречие в своей теме. Например: актуальность темы и слабая изученность этой темы. Это противоречие требует своего разрешения, т.е. необходимо получить новое знание, т.е. реализовать потребность в этом знании.

Противоречие внутреннее: ошибочность суждений, выводов, оценок, вызванная ошибочным выбором посылок, положенных в основу рассуждений (т.е. ошибочность изначально заложенная ошибка в условии задачи). Данное противоречие действительно существует, или же автор так считает и в своей работе пытается это доказать.

 

1.    Решение логических задач

1. На улице идет дождь. В каком случае ведро, стоящее в кузове грузового автомобиля, наполнится быстрее водой: когда автомобиль движется или когда он стоит?

2. Немецкая южнополярная экспедиция 1903 года на корабле «Гаус». Судно вмерзло в лед, и все обычные способы освобождения  в эти ясные долгие дни полярного лета, не привели ни к каким результатам. Взрывчатые вещества и пилы, пущенные в дело, удалили  всего несколько сотен кубометров льда и не освободили корабля. Как быть?

(Тогда обратились к помощи солнечных лучей: из темной золы и угля устроили на льду полосу в два километра длиной и десять метров шириной.

Она вела от корабля до ближайшей широкой щели  во льду. Полярное лето, солнечные лучи сделали то, чего  не могли сделать динамит и пила. Лед, подтаяв, сломался вдоль насыпанной полосы, и корабль освободился ото льда. Темный цвет поглощает большую часть падающих на него солнечных лучей)

Занятие 3.

Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.

План

1.    Что такое «проблема». Формула  проблемы, алгоритм ее решения

2.    Что такое «проблемная ситуация». Виды и уровни проблемных ситуаций.

3.    Практика

4.    Развитие творческого воображения.

1.Проблема(от греческого «задание», «задача»), буквально - «нечто, брошенное вперед» - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

Любая проблемная задача направлена, при опоре на известное, на создание (нахождение) новых знаний или на нахождение новых путей получения знаний.

Существует универсальный алгоритм, который теоретически способен решить любую  проблемную задачу:

У-В-(Г)-Р

1. У - условие, или проблемная ситуация. Анализируется.

2. В - вопрос.  Постановка и понимание проблемы.  

3. Г - поиск решения: составляется план решения, выдвигается гипотеза – обоснованное  предположение

4. Р - доказательство гипотезы: подборка фактов, доказывающих правильность гипотезы

2. Проблемная ситуация- это постановка вопроса, на который нельзя сразу ответить. Но на основе ранее полученных знаний и при использовании приемов умственного поиска возможно найти   ответ на данный  вопрос.

Можно выделить виды проблемных ситуаций, возникающие:

- в связи с появлением разных мнений;

- внутренней противоречивости явлений;

- сложной системы доказательств.

Уровень проблемности  существует различный.  Исследовательской работе должен соответствовать  высший уровень проблемности, а именно: самостоятельная формулировка проблемы, самостоятельный поиск ее решения и проверка его правильности.

 1.    Практика.

 
Задание. Сформулировать проблему для собственной работы.

2.    Учимся анализировать проблемную ситуацию во многоходовой задаче.

Загадки рулевого управления

Занятие 4. Гипотеза. Доказательство гипотезы.

План.

1. Что такое «гипотеза»?

2. Дедукция и индукция.

3. Структура доказательства гипотезы.

4. Решение изобретательских задач.

1. Гипотеза – это обоснованное предположение.

Развитие гипотезы идет двумя путями:

- дедуктивное выведение ее из уже известных теории, идей, принципов (1 путь переноса общих законов в конкретную ситуацию – выводятся следствия, которые доступны проверке на опыте; 2 путь аналогии: обнаружение сходства изучаемого явления с известными явлениями и выдвижение предположения, что в данном случае может существовать такая же закономерная связь фактов, как и изучаемая ранее.)

- индуктивное построение гипотезы на основе фактов, явлений из жизненного опыта.

2. Дедукция – вывод по правилам логики; цепь умозаключения (рассуждение). Началом Дедукции (посылками) являются аксиомы (общее), а концом – следствие  из посылок (частное). Если посылки истинны, и  следствия истинны. От «общего» к «частному».

Индукция - выведение общего утверждения (гипотезы) из фактов.

2. Доказательство гипотезы. Структура доказательства

а) тезис - суждение, истину которого нужно доказать другими суждениями;

б) аргументы – суждения, при которых обосновывается истинность тезиса;

в) сам процесс обоснования (демонстрация), которое представляет логическое связывание аргументов с тезисом,т. е. цепь умозаключений, где одно связано с другим. Процесс доказательства гипотезы осуществляется путем выведения из нее следствий, которые подвергаются проверке, т.е. проверяются на фактах. Для этого нужно уметь анализировать материал:

- выделять главное и второстепенное;

- сопоставлять и сравнивать;

- синтезировать и обобщать;

- делать вывод.

Самое главное – держать  в уме основную нить рассуждений, не терять цель анализа фактов.

4. Решение изобретательских задач. (Принцип инверсии)

На экране автомашина отчаянно буксует на железнодорожном переезде. Наперерез мчится поезд, визжат тормоза… и по залу проносится вздох облегчения – паровоз застыл в сантиметре от машины. Предположите, как выполнен кинотрюк?

(Снимают, как поезд отъезжает от машины, а на экране показывают пленку в обратном порядке.)


Copyright MyCorp © 2018