Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 13.11.2018, 23:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская работа в школе

 В настоящее время методика обучения, вернее, введения школьника в исследовательскую деятельность не разработана. И это представляется нам скорее положительным фактором, поскольку предполагает свободу и возможность творчества и поиска, возможность менять направления работы при отсутствии жесткого контроля и диктата. С другой стороны,  учитель, который работает в этой сфере, идет путем проб и ошибок, что удлиняет и усложняет дорогу его и школьника к успеху. Учитель выстраивает работу  согласно собственным представлениям об  особенностях исследовательской  деятельности школьника. Какие  же представления можно считать основополагающими принципами методики обучения исследовательской деятельности учащихся? Каковы особенности этой методики?

   Мы считаем, что само суждение об особенности методики работы с учащимися не вызывает возражений, поскольку подтверждается многими факторами. Из чего исходим мы, предлагая собственное представление об этой работе? Во-первых, работа должна приносить ученику удовольствие и удовлетворение. Во-вторых, ребенок всегда работает на результат. Его работа должна быть сразу достаточно успешной, т.е. она должна быть хорошо оценена. А это значит, его труд изначально должен отвечать определенным требованиям того форума, на котором предполагается  этот труд представить.

    Так возникает противоречие – мы не можем сразу дать все необходимые знания для того, чтобы труд ученика стал успешным, в силу объема, сложности материала, возрастных психических и интеллектуальных особенностей  ребенка. И все же мы должны это сделать. Как? Как разрешить это противоречие?

Мы видим следующий путь решения этой проблемы. Юный исследователь должен  сразу получить формальную схему (структуру) работы. Эту схему он будет эмпирическим путем, путем проб и ошибок насыщать содержанием, конечно, с помощью наставника. Это будет составлять передний  план работы руководителя и ученика. Такую работу нельзя недооценивать, даже она принесет свои положительные плоды. Но было бы ошибкой остановиться на этом. Это лишь верхушка айсберга. Второй, более глубокий,  пласт работы – это  постижение учащимися методов исследования. А это – процесс изучение и научения, процесс обоюдный- процесс взаимодействия учителя и ученика. При этом не факт, что ученик получает от учителя в процессе обучения больше, чем сам учитель. Но не это является предметом нашего внимания сейчас.  Важно то, что процесс освоения методов исследования невозможно отделить от развития мышления. Но успокаиваться от того, что давая ученику методу исследования, мы параллельно развиваем его мышление, не стоит. Мышление- это интеллектуальная база исследователя. И развитие мышления должно стать самостоятельной целью преподавателя. И вот здесь мы приближаемся к моменту «удовольствия».  В структуре занятия необходимо выделять время на решение занимательных задач как по теме профилирующего предмета, так и в области логики, и других областях познания. В какой  это форме будет (решение загадок, ребусов, кроссвордов, тризовских задач)- не важно.  Главное, чтобы детям нравилось их решать. Имеет смысл предложить детям подобрать или сочинить собственные задачки. Это повышает их заинтересованность. Также это частично снимает напряженность работы учащихся в рамках этого курса.

    Таким образом, мы видим три уровня работы с учащимися в рамках курса « Методика исследовательской работы в школе». 1 уровень- уровень «натаскивания», уровень формального следования схеме исследования; 2 уровень- неформальное,

осознанное овладение методами исследования; 3 уровень - осознанное (со стороны преподавателя)  развитие мышления подопечного.

   В связи с темой следует остановиться еще на одном моменте. В настоящее время возраст исследователя резко «помолодел». На звание исследователя претендуют зачастую шести-и  пяти- классники. И даже первоклассники называют свою работу исследованием. Значит ли это, что можно отмахнуться от этого феномена, пренебрежительно говоря, что работы этих детей – это работы их  руководителей. Разве учащиеся начальной школы или среднего звена не способны понять и освоить некоторые методы исследовательской работы? Мы считаем, что это возможно при выполнении трех условий:

1- четко дозированная информация, адаптированная к возрасту обучаемых;

2- опора на, пусть небольшой, но имеющийся, опыт ребенка;

3- нужно иметь изначальный достаточно хороший материал. Ребенок должен все-таки иметь потенциальную возможность и изначальный уровень интеллекта, чтобы быть способным воспринимать, усваивать и применять знания.

     Данные суждения были подтверждены на практике. Системные занятия по методике исследовательской работы были начаты с детьми 5-го класса. Теперь эти дети в 8 классе. Нужно отметить, что эти дети освоили некоторые методы исследования, могут построить схему (структуру) исследовательской работы и следовать ей. Важен урок, который мы почерпнули из этого, по сути, эксперимента, который длится 4 года. Курс «Методика исследовательской работы» должен выстраиваться по кругу, вернее, - по спирали: постоянное повторение, постоянное возвращение из года в год к одним и тем же элементам, методам исследования. С каждым разом на все более высоком уровне. И каждый раз – применительно к собственной новой  работе. И не надо удивляться, если многие моменты будут вызывать и вызывать затруднения. Может, в этом и состоит вечная новизна, интерес и прелесть данной работы и для ученика и для учителя.

     И еще один важный момент, который мы почерпнули из практики. Умение выполнять исследовательскую работу держится, в конечном счете, на изначальном умении говорить, читать, писать. Как ни странно, но это так. Поэтому в курсе появились занятия по риторике, дикции, по формированию умения составлять защитную речь и выступить с ней, по  скорочтению и работе с текстом.  Это делает возможным отпочкование от курса таких факультативов как « Риторика», « Скорочтение» и д.р. Это значит, в перспективе в «Школе юного исследователя», возможно, будут работать специалисты различного профиля.

     Вышеизложенные наблюдения, уроки, извлеченные нами из практики преподавания методики исследовательской работы, надеемся, помогут, в некоторой степени,  организовать заинтересованным учителям собственную работу  с учащимися в рамках  исследовательской деятельности в школе.

 Примеры разработанных занятий.

Школа юного исследователя.

 Сложность в работе с юными исследователями заключается не только в том, что нет разработанной методики, но и в отсутствии материала, на основе которого строить занятия.  Мы предлагаем  вам примерные планы и материалы некоторых занятий в рамках  курса «Школа юного исследователя. Методика исследовательской работы». 

Занятие «Методы исследования. Сравнение».

(Из темы « Методы исследования» 1 курс)

 План

  1. Что такое «сравнение»
  2. Алгоритм сравнения
  3. Практика
  4. Развитие творческого воображения.

1. Сравнение это установление сходства предметов и явлений.

 

2. Алгоритм сравнения

 1. Выделить у обоих предметов существенные признаки.

Например: какие признаки могут быть у яблок?

(вкус, цвет, размер, «червивость», спелость и т.д.)

2. Определить содержание признаков.

(яблоко: сладкое, кислое, красное, розовое, зеленое, желтое, червивое и т.д.)

3.Существенные признаки одного предмета сравнить с существенными признаками других предметов

4. Установить сходные существенные признаки

5. Установить различные существенные признаки. (Порядок 4-го и 5-го этапов можно менять в индивидуальном порядке)

 

3.Практика

1.Сравнить два яблока

 

Сравниваемые признаки(критерии)

яблоко

другое яблоко

степень спелости

 

Сходство

Оба яблока спелые

Оба яблока красные

цвет

 

Различие

?

сладкое

кислое

размер

большое

маленькое

 

гибрид

?

?

?

из Молдавии

 

17

2.          Разработать критерии сравнения для какого- либо предмета, явления.

    

Занятие « Методы исследования. Эмпирические методы. Наблюдение»

(Из темы «Методы исследования». 2 курс.)

План:

  1. Что такое «метод»?
  2. Эмпирические и теоретические методы.
  3. Наблюдение.
  4. Развитие творческого воображения.

Теория.

1. Метод- способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

2.Эмпирические и теоретические методы.

 

Эмпирический- основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на  непосредственное наблюдение, эксперимент.

-Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

 

Теория -  система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях действительности.

 

-Теоретические методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование.

Некоторые авторы рассматривают абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование как используемые на эмпирическом так и на теоретическом уровнях.

 

3.Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Характеристика наблюдения:

- целенаправленность- определение цели наблюдения при концентрации внимания на объекте при наличии некоторых знаний об объекте (т.к. без этих знаний цели не определить).

 Практика.

Задание.1. Определить объект для наблюдения из окружающей среды. 2. Описать объект. 3. Выявить изменения в объекте за определенное время. 4. Описать изменения.

Аналогичное задание выполнить дома.

Вопрос. Можно ли  использовать данный метод в истории? В собственном исследовании?

  1. Развитие творческого воображения.

Задание. Узнать объект на основе описания отдельных признаков. Работа с загадками.

1.- В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Что за дом у них такой,

 До краев налит водой.

                                    (Аквариум)

 

 

16

2.- Два брата через дорожку живут,

А друг друга не видят.

                               (Глаза)                               

 

3. – Дом без окон и дверей:

В нем шесть кругленьких детей,

В темноте проводят дни.

 

Угадайте, кто они?

                             (Горошинки)

 

4.Что за плод!-

Шкатулочка с секретом!

Семена- стекляшечки на вид-

Все прозрачные, все розового цвета.

Потрясешь- как странно-

Не звенит.

                                 (Гранат)

Задание. Придумать свои загадки. Отгадать.

 

 Литература:

1.Иллюстрированный энциклопедический словарь. Терра Лексикон. М.: Терра, 1998.

2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, «Гринго»,1996.

Занятие «Методы исследования. Сравнение и измерение».

(Из темы «Методы исследования» 2 курс)

План:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Что такое «сравнение»?
  3. Что такое «Измерение»?
  4.  Развитие творческого воображения. Решение тризовских задач.

2.Теория.

Сравнение- метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Практика.

 Задание. 1. Вспомнить, какие объекты можно сравнить.

 2. Определить объекты сравнения.

 3.Составить сравнительные таблицы.

4. Работа в своей теме по сравнениям.

 

3. Теория.

Измерение – сравнение одного объекта с другим объектом, который выступает в качестве эталона.

Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения(эталон, эталонный объект), измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу, можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, измерительный

метод не применяются. При измерении этих объектов для установления того, что один

предмет весит 3 кг., другой – 4 кг., эти элементы измерения необходимы. С помощью измерения устанавливаются числовые характеристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов. Измерительные приборы появились уже давно.

Практика.

Показ рисунков древних измерительных приборов.

Задание.

  1. Придумать свои измерительные приборы. Что можно ими измерить?
  2. Как измерение можно использовать в истории? Привести примеры.
  3. Можно ли использовать метод измерения в собственном исследовании?

 

  1. Развитие творческого воображения.  Решение тризовских задач.

 Немецкая южнополярная экспедиция 1903г. на корабле «Гаус». Судно вмерзло в лед, и все обычные способы освобождения в эти ясные солнечные дни полярного лета, не привели ни к каким результатам. Взрывчатые вещества и пилы, пущенные в дело, удалили всего несколько сотен кубометров льда и не освободили корабля. Как быть?

(Тогда обратились к  помощи солнечных лучей: из темной золы и угля устроили на льду полосу в 2 км. длиной и десять шириной. Она вела от корабля  до ближайшей щели во льду. Полярное лето,солнечные лучи сделали то, чего не могли сделать динамит и пила. Лед, подтаяв,  сломался вдоль насыпанной полосы, и корабль освободился ото льда. Темный цвет поглощает большую часть падающих на него лучей.)


Французский пират 17в. Сюркуф, по прозвищу «Морской гром», после многих походов был пойман и отдан под суд. На вопросы, где он хранит награбленное, он утверждал, что все драгоценности возил с собой. Но на его судне «Фудр» нашли только мелочь и немного драгоценностей. Все решили, что пират врет. Немного позже французский кладоискатель на корабельном кладбище  нашел «Фудр». Внимательно его обследовав, он нашел и 470 кг. золота и серебра. Где были спрятаны сокровища?

(Хитрый пират возил с собой якорь из золото- серебряного сплава.)

 

 Занятие «Приемы изложения и объяснения»

(продолжение занятия «Композиция речи»)

(Тема «Риторика» 3 курс)

План:

  1. Прием дедукции
  2. Прием индукции
  3. Аналогия

     4.Развитие творческого воображения

Приемы изложения и объяснения разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и показывать таблицы, схемы, графики, чертежи, демонстрировать опыты, чертежи, писать. Эти приемы нужны, чтобы в яркой форме донести содержание выступления до слушателей.

    1. Можно строить изложение таким образом, чтобы от общих положений и правил переходить к частному, конкретному. Это так называемая дедукция.

Пример:  а) В городе живут люди. (Общее положение) В городе живут рабочие. Инженеры, служащие. (Конкретизация общего положения)

б) Ломоносов утверждает:  «Напрасно рассуждают, что в теплых краях действием солнца больших дорогих металлов, нежели в холодных, родится, ибо по нелживым физическим исследованиям известно, что теплота солнечная до такой глубины в землю не проникает, в которой металлы находятся. (Это общее положение)  И знойная Ливия, металлов лишенная, и студеная Норвегия, чистое серебро в камнях своих содержащая, противное оному мнению показывают(Это конкретизация общего положения)».

Задание. 1. Прокомментировать высказывание М.В.Ломоносова.

2. По аналогии составить дедуктивное суждение.

 

2. Можно строить изложение от частного (анализ известных или новых фактов) к общему выводу. Это индукция.

Пример: а) В городе живут дети, старики, взрослые. (Это частное высказывание) В городе живут люди. (Обобщение)

б) П.Ф.Лесгафт: «Вот идет дама с перетянутой талией»- так начинал свое рассуждение ученый. Далее он говорил о неестественном положении ее внутренних органов, затем о следствии этого – неосознанных ощущениях, беспокоящих и раздражающих ее, а затем о ее поведении- капризах и раздражении. И в результате делался вывод: нарушенные функции организма неблагоприятно отражаются на характере и поведении человека.

Задание. 1. Выделить в рассуждении ученого частные суждения и общие высказывания.

2. Составить собственное суждение с использованием приема индукции.

 

3. Аналогия- это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Пример. а)У мальчика есть портфель, ручка, тетрадь, форма.

Он – ученик. У девочки есть портфель, ручка, тетрадь, форма.

Она –тоже ученица.

б) В. Ф. Асмус. Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой.(умозаключение по аналогии исходя из общих

признаков для Солнечной системы и Юпитера).

 

     При использовании аналогии следует соблюдать правила: 1) аналогия действительна лишь тогда, когда два явления сходны между собой в существенных признаках; 2) при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Задание.1. Привести пример  с использованием приема аналогии.

2. Составить рассказ, в котором были бы использованы все

приемы, разобранные на занятии.

 3.Развитие творческого воображения.

Выполнение заданий на использование аналогий.


Задание. Подберите примеры изобретений древности, сделанных на основе прямых аналогий с природными объектами, явлениями.

 (Одежда из шкур животных, плот, использование огня для обогрева…)

Категория: Мои статьи | Добавил: muzei (17.11.2013)
Просмотров: 703 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018