Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 25.05.2018, 00:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Освоение Южного Урала (лекция) » МИГРАЦИЯ РУССКИХ НА УРАЛ XVII в

МИГРАЦИЯ РУССКИХ НА УРАЛ XVII в.

МИГРАЦИЯ РУССКИХ НА УРАЛ. ГЕОГРАФИЯ РУССКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. XVIIв.

(Лекция)

Составители: Заварухина Ю., Лобова А

 

План

1. Основные потоки колонизации

2. Крестьянская колонизация

3. Монастырская колонизация

4. Миграции посадских людей

 

1. Основные потоки колонизации

В XVII в. заселение Урала осуществлялось тремя основными потоками. Первый шел из ранее освоенных районов Поморья. Переселенцы оседали на Каме и ее притоках, северным путем переходили Урал и добирались до Оби. Второй поток шел из Центра России и Поволжья. Одна часть его оседала на притоках Камы - реках Тулве и Чусовой, а другая проникала за Уральский хребет южным путем — переходила с Камы на Белую и Уфу, а с вер­ховьев Уфы попадала на Миасс и Исеть.

    Третий поток составляли донские казаки и беглые крестьяне из центральных и поволжских уездов. Они селились по течению Яика.

    К югу от Чусовой русская колонизация сдерживалась тем, что там были земли, заселенные башкирами. Поэтому русские стали обходить этот район, отклоняясь от Уральского хребта. Русские города, построенные к концу XVI в. располагались по окраине башкирских земель. Колонизационный нажим на эти земли усиливался с севера и запада.

    На рубеже XVI -XVII вв. экономический центр из Чердыни перемещается в город Соликамск, а на восточном склоне Урала появляется крупный экономический центр – Верхотурье. Эти изменения были вызваны двумя причинами: во-первых, центр тяжести русской колонизации значительно сместился к югу; во-вторых, освоение Зауралья оживило экономическую жизнь. Торговый путь через Чердынь, возникший на древнем меридиальном пути из Средней Азии в Западную Европу, не соответствовал новым направлениям торгово-экономических связей Европейской России с Сибирью в широтном направлении.

    На начало XVII в. основная часть Урала еще плохо была знакома русским. Лучше были освоены малоплодородные северные лесные районы, поскольку они обживались переселенцами с севера Европейской России - поморами, привыкшими к суровым условиям ведения хозяйства, а плодородные земли Среднего и Южного Урала лишь начинали заселяться русскими.

     К середине XVII в. им удалось закрепиться в Зауралье по линии рек Тура — Тобол. После этого началось их продвижение с севера на юг и с востока на запад в глубь Уральского хребта.

      Во второй половине XVII в. русская колонизация на западном склоне дошла до линии реки Сылвы, а на восточном — до Исети и ее притоков.

      Значительную роль в колонизации края сыграл Далматовский Успенский монастырь, основанный в 1644 г. С этого момента и до конца XVII в. в Зауралье возникло более двух десятков слобод — довольно значительных военно-стратегических и административных пунктов. Наиболее крупные из них были построены на Исети: Исетский острог (1650), Катайский острог (1655), Шадринская слобода (1662), на Тоболе — основанное в середине XVII в. Царево Городище (современный Курган), на реке Тече — Теченская слобода (1682), по Миассу — Усть-Миасская слобода (1670), Чумлякская, или Верхне-Миасскал слобода (1684) и другие.

      Таким образом, русские поселения по рекам Исети, Тече, Миассу обогнули с востока склоны Уральских гор. С этого плацдарма переселение позже пошло в западном направлении.

    2. Крестьянская  колонизация

В XVII в. основной формой колонизации была стихийная крестьянская колонизация. К переселению из родных мест крестьян подталкивали захваты общинных земель боярами и помещиками, массовые сыски беглых, преследования старообрядцев и участников восстаний. Беглецы рассчитывали, что их будет трудно отыскать в далеких и неведомых краях.

Но уже во второй половине XVII в. государство начинает розыск беглых и на Урале. Крестьяне Поморья в большинстве переселялись легально, добившись от своих общин разрешения на выход из их состава.

      В начале XVII в. правительство предоставляло определенные льготы тем, кто оседал в слабообжитых районах: крестьяне оказывались на положении свободных. Конечно, при этом они должны были выполнять в пользу государства ряд повинностей, самым распространенным видом которых была «государева десятинная пашня». Хлеб, собранный с нее, поступал в государственные запасы и выдавался в виде хлебного жалованья служилым людям - стрельцам, казакам и другим.

     Переселенческий поток крестьян в количественном отношении существенно преобладал над другими. Быстрым темпам заселения новых уральских территорий содействовала правительственная поддержка новопоселенцев. Так, первые поселенцы Кунгура безвозмездно получили участки земли размером в 7—8 десятин на семью и были освобождены на три года от несения тягла, т. е. повинностей. Крестьяне освоили наиболее плодородные области Урала.

Ещё одним районом крестьянской колонизации в XVII в. стало Южное Зауралье.

Общая численность крестьян на Урале к концу XVII в. составляла около 200 тыс. человек. Повысилась плотность населения. С территории Урала начинается стихийная крестьянская колонизация просторов Сибири.

   3.Монастырская колонизация

   Основание монастырей в труднодоступных, глухих, необжитых краях сыграло огромную роль в истории русской колонизации. Монастырь изначально был землевладельческим поселением. Монахи так же, как и крестьяне, расчищали место под пашню, сеяли и убирали хлеб, разводили огороды.  Из возникших в XVII в. монастырей наибольшей известностью пользовались Никольский — в городе Верхотурье, возникший в 1604 г., и Успенский Далматовский. Последний, как уже говорилось, сыграл исключительно важную роль в освоении края. Основан он был на высоком обрывистом холме при слиянии рек Течи и Исети иноком Далматом, который, ища уединения, удалился из Невьянского монастыря. Далмат (в миру – Димитрий Иванович Мокринский) был потомком одного из казаков Ермака. Облюбовав на холме под названием Белое Городище место, он выкопал себе пещеру. Скоро вокруг него образовалась монашеская община и возник монастырь: часовня, ок­руженная частоколом. В первые годы своего существования монастырь подвергался многократным нападениям со стороны башкир, которые сжигали его, избивали иноков, но каждый раз он восстанавливался. Во второй половине XVII в., ввиду важности колонизационного значения монастыря, по приказу царя Алексея Михайловича он был укреплен.

     Стремясь обеспечить свое хозяйство рабочей силой, монастыри селили на принадлежащих им землях пришельцев, предоставляя им льготы: материальную помощь при обзаведении хозяйством, освобождение на несколько лет от повинностей в пользу монастыря. Крестьяне охотно селились на монастырских землях еще и потому, что суд игумена и братии монастыря был мягче суда воеводы.

  4. Миграции посадских людей

Темпы миграции посадских людей были медленнее, чем темпы крестьянского переселения. Во второй половине XV11 в. появляется новая форма колонизации — промышленная: вокруг заводов стали возникать посёлки.

.

Категория: МИГРАЦИЯ РУССКИХ НА УРАЛ XVII в | Добавил: muzei (17.11.2013)
Просмотров: 1070 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018