Назад
Квартира середины 20 века
(экскурсия)
"Страна массового новоселья"
Уже в середине 20в. начинается внедрение промышленных (индустриальных) методов производства блоков и конструкций, и начинается крупноблочное строительство.
Жилищная ситуация в стране улучшилась. В 1966-70 гг. в среднем 60% семей получили новые квартиры.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. "О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства" началось проектирование домов с большим количеством малокомнатных квартир, а также с "гибкой планировкой", когда большие комнаты разделяли раздвижные двери, с помощью которых можно было менять пространственное решение квартиры.
Одним из способов решения жилищного вопроса в СССР было кооперативное строительство. Фактически строительство домов за счет средств и сил будущих новоселов началось в конце 50-х, когда по стране распространилось возведение жилья методом "народной стройки".
Интерьер 60–70-х
Менее чем за десятилетие, прошедшее после окончания Второй мировой войны, в европейском дизайне произошли весьма значительные изменения, которые повлияли на развитие архитектуры всей второй половины ХХ века.
В 60‑е годы в Европе стали появляться новые архитектурные течения, более камерные, отвечающие прежде всего личным вкусам как заказчиков, так и самих дизайнеров.
Это воистину была эра экономного пространства — все вокруг, сама жизнь становилась компактнее, люди учились жить в крошечных коробочках квартир многоэтажных домов и исповедовали философию под названием «Маленькое — значит красивое». Что актуально в нашей стране до сих пор.
Тотальное стремление к миниатюризации и простоте в 60–70‑х привело к возникновению компактных комбинированных вещей, например портативного радиоприемника, совмещенного с проигрывателем, или маленького телевизора на транзисторах от фирмы «Сони», ну и конечно, миниюбки, затмившей по популярности даже «Битлз» и ставшей настоящим символом моды и стиля того времени.
Дизайн мебели также отличался лаконизмом, четкостью, большим количеством острых углов и повсеместным использованием квадратных или прямоугольных в сечении трубок при оформлении интерьера. Можно сказать, что именно тогда возникли зачатки популяого ныне стиля хайтек (показать картинку с образцом) в его базовом, упрощенном варианте. Достаточно вспомнить стремительно вошедшие в моду цилиндрические лампы на длинном подвесе, дававшие ограниченное освещение, к концу 60‑х потесненные с пьедестала популярности вошедшей в моду скрытой подсветкой, делающей обстановку в помещении еще более таинственной.
Помимо технологических достижений 60‑х, выраженных в многочисленных портативных устройствах (телевизорах, электробритвах, микрофонах), мопедах, воображение обывателей поражали еще и достижения в космосе. Тема космического полета, прилунения нашла свое воплощение в искусстве и дизайне тех лет, выразившись в применении соответствующих материалов и цветов. Серебряный цвет стал своеобразным символом тех лет. В архитектуре и дизайне в изобилии стали применяться полированные металлические элементы, концептуально соответствующие зарождающемуся стилю хайтек. Именно на тот период приходится пик популярности знаменитых стульев из стальных трубок дизайна Корбюзье (показать картинку образца)
Еще один новомодный материал — акриловое полотно как альтернатива стеклу — был неразрывно связан в сознании людей с космическими технологиями. А люцит и плексиглас — торговые названия акрила — стали, в свою очередь, необычайно популярными в дизайне деталей интерьера и осветительных приборов тех лет.
В интерьере 60‑х, присутствует раскладная кровать, которая будет проводить «неспальное» дневное время в качестве стенной панели (показать картинку).
Чрезвычайно распространенное в тот период увлечение «набитыми воздухом» предметами и даже целыми надувными конструкциями вроде дома или спортивного центра также немногих оставит равнодушным. Кроме того, в сдутом состоянии его легко транспортировать, что удобно для тех, кто часто меняет место жительства (показать картинку)
Если характеризовать в нескольких словах первую половину 60‑х, то получается вот что: мини, «Битлз», хайтек, космос. А как это воплощалось в квартире 60-70 гг. с небольшой площадью, низкими потолками?
- Для настенных и напольных покрытий использовались светлые яркие сочетания теплых локальных (чистых) цветов.
- Минимум предметов и мебели, максимум простора — прекрасное воплощение принципа прозрачности.
- Серебристые элементы декора и небольшая по габаритам мебель, выполненная в стиле хайтек с применением полированных металлических деталей, прекрасно впишутся в образ интерьера космического корабля 60‑х.
Если по аналогии составить образную цепочку, характеризующую вторую половину 60‑х, то получится приблизительно следующее: поп-арт, постеры, суперреализм, хиппи. Этот интерьер по‑прежнему идеально вписывается в маленькие габариты помещения, но цветовые сочетания здесь довольно прихотливы, оттенки разнообразны, все переходы закручены в причудливый узор. Здесь почти не применяют серебряный цвет, мало металлических элементов и аксессуаров, а также пластика. Мебель по‑прежнему имеет небольшие лаконичные формы, функциональна и может трансформироваться по необходимости. Но материалы преимущественно натуральные — в таком интерьере воплощается принцип отхода от городской культуры. Для декора использовались ткани и аксессуары, носящие этнический характер.
В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната (показ экспоната). И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные ценности предыдущего времени отметаются, и им на смену приходят новые. Возникающая при этом тяга к простым и чистым формам и решениям возрождает моду на минимализм. Но в разные периоды времени и в разных странах он имеет свои особенности.Противоречивые 70‑е
В Западной Европе минимализм вошел в моду в 60-е годы, как реакция на пресыщение помпезной роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса. В наше время минимализм - это скорее мировоззрение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам - дереву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привело к небывалому спросу на "успокаивающие интерьеры", в которых нет ничего лишнего.