Файзулина ГалияРазвитие народного образования в Челябинске в 18 -начале 20
вв
Образование - это
совокупность знаний, полученных в процессе обучения. С древнейших времен
человек передавал свой опыт молодежи. Детям приходилось учиться, чтобы справляться
с проблемами в будущем, чтобы сохранить традиции, знания, опыт своего народа и
просто выжить в этом трудном мире. Тема образования сейчас очень актуальна.
Современная ситуация в России очень сложна: меняются экономические отношения,
меняется общество и культура. В этих условиях каждый должен найти свое место и
определить позицию в жизни. Большую роль в этом, несомненно, играет
образование, школа. Школа сейчас тоже меняется. Интересно знать, какой путь
развития прошла Российская школа. В становление Уральского образования
отразился процесс формирования школы всей России. К тому же очень важно знать
историю и культуру своего родного края. Нам нужно сохранить и передать эту
культуру потомкам. Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить хорошее образование,
поэтому стали появляться школы, с целью передачи знаний подрастающему поколению
и подготовки его к жизни. Идеи эпохи просвещения, потребности времени привели к
дальнейшему формированию и развитию системы образования.
На рубеже 18-19 веков наш
город Челябинск бурно развивался, это определило развитие в городе системы
образования. Первая школа в Челябинске появилась в 1779 году. В 19 веке в
городе существовали: женская. гимназия и торговая школа, реальное училище и
учительская семинария, епархиальное женское и духовное училище и другие учебные
заведения. В 1910 году Челябинская городская Дума ввела всеобщее обучение.
Начальное образование можно было получить более чем в 20 городских, казачьих,
церковно-приходских, земских училищах. Кроме того, в Челябинске действовало
несколько воскресных школ и вечерних повторительных курсов. К сожалению,
вопросы истории народного образования города не часто становились предметом
изучения историков. До революции к ним обращался в своих работах
В.А.Весновский. В начале 20-х годов - известный историк Чернавский. В 30-е годы
изучение интересующей нас проблемы практически прекратилось.
Целью моей работы
является изучение развития образования в 18-начале 20 вв. в Челябинске. Эта
цель определяет задачи работы:
1. Рассмотреть историю
возникновения и деятельности учебных заведений;
2. Рассмотреть
существующую в то время в Челябинске систему образования, последить эволюцию
численного и социального состава учащихся Челябинских образовательных
учреждений, определить положение учителя, рассмотреть историю создания
Челябинской гимназии, на ее примере проследить развитие средних учебных
заведений, рассмотреть учебный процесс и систему управления учебными
заведениями.
В работе использованы
различные источники информации: неопубликованные архивные документы, в основном
это отчеты попечительского совета женской гимназии, приходских училищ и
городской Думы. Опубликованные архивные документы, в работах исследователей,
например, в статье В.А.Орлова, в которой он просматривает некоторые учебные
заведения; статья В.А.Весновского «Весь Челябинск и его окрестности», здесь
прослеживается история возникновения учебных заведений. Кроме архивных
документов использованы труды Челябинских историков.
В своей
работе я попыталась систематизировать материал и создать общее представление о
системе образования, сложившейся в Уральском регионе и в Челябинске, а
потом рассмотреть систему
образования через историю
создания и деятельности Челябинской женской гимназии.
Образование - это
совокупность знаний, полученных в процессе обучения. С древнейших времен
человек передавал свой опыт молодежи. Детям приходилось учиться, чтобы справляться
с проблемами в будущем, чтобы сохранить традиции, знания, опыт своего народа и
просто выжить в этом трудном мире. Тема образования сейчас очень актуальна.
Современная ситуация в России очень сложна: меняются экономические отношения,
меняется общество и культура. В этих условиях каждый должен найти свое место и
определить позицию в жизни. Большую роль в этом, несомненно, играет
образование, школа. Школа сейчас тоже меняется. Интересно знать, какой путь
развития прошла Российская школа. В становление Уральского образования
отразился процесс формирования школы всей России. К тому же очень важно знать
историю и культуру своего родного края. Нам нужно сохранить и передать эту
культуру потомкам. Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить хорошее образование,
поэтому стали появляться школы, с целью передачи знаний подрастающему поколению
и подготовки его к жизни. Идеи эпохи просвещения, потребности времени привели к
дальнейшему формированию и развитию системы образования.
На рубеже 18-19 веков наш
город Челябинск бурно развивался, это определило развитие в городе системы
образования. Первая школа в Челябинске появилась в 1779 году. В 19 веке в
городе существовали: женская. гимназия и торговая школа, реальное училище и
учительская семинария, епархиальное женское и духовное училище и другие учебные
заведения. В 1910 году Челябинская городская Дума ввела всеобщее обучение.
Начальное образование можно было получить более чем в 20 городских, казачьих,
церковно-приходских, земских училищах. Кроме того, в Челябинске действовало
несколько воскресных школ и вечерних повторительных курсов. К сожалению,
вопросы истории народного образования города не часто становились предметом
изучения историков. До революции к ним обращался в своих работах
В.А.Весновский. В начале 20-х годов - известный историк Чернавский. В 30-е годы
изучение интересующей нас проблемы практически прекратилось.
Целью моей работы
является изучение развития образования в 18-начале 20 вв. в Челябинске. Эта
цель определяет задачи работы:
1. Рассмотреть историю
возникновения и деятельности учебных заведений;
2. Рассмотреть
существующую в то время в Челябинске систему образования, последить эволюцию
численного и социального состава учащихся Челябинских образовательных
учреждений, определить положение учителя, рассмотреть историю создания
Челябинской гимназии, на ее примере проследить развитие средних учебных
заведений, рассмотреть учебный процесс и систему управления учебными
заведениями.
В работе использованы
различные источники информации: неопубликованные архивные документы, в основном
это отчеты попечительского совета женской гимназии, приходских училищ и
городской Думы. Опубликованные архивные документы, в работах исследователей,
например, в статье В.А.Орлова, в которой он просматривает некоторые учебные
заведения; статья В.А.Весновского «Весь Челябинск и его окрестности», здесь
прослеживается история возникновения учебных заведений. Кроме архивных
документов использованы труды Челябинских историков.
В своей
работе я попыталась систематизировать материал и создать общее представление о
системе образования, сложившейся в Уральском регионе и в Челябинске, а
потом рассмотреть систему
образования через историю
создания и деятельности Челябинской женской гимназии.
Полный текст работы