Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 21.07.2018, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Экспедиция 1998 года


 

назад

Участники:
Руководитель - Коротыч Н.И.

 


  1. Алабина Л. 6-в.
  2. Васильева А. 7-а.
  3. Васильева М. 7 -а.
  4. Руднев А. 7-в.
  5. Хорошаев Л. 7-в
  6. Коротыч Н. 7-а.
  7. Рудяго Ж. 7-в.
  8. Коротыч Д. 3-а.
  9. Кирсанова А. 7 -а.
  10. Руднев В. 5-а.

 

село Травники


Бывшая казачья станица Травники была основана в 50-х годах 18-ого века, как населенный пункт в системе охранной цели на пути из освоенного Зауралья в Оренбург. К этой станице относились такие деревни как Медведево, Камбулат, Березки, Щапино.
Травники имеют две версии названия. Первая версия - по имени первопоселенца казака Травникова; вторая - по обилию трав в пойме реки Коелга.
Поселение расположено на восточном и западном берегах р.Коелга.

 


Планировка - продольно-рядовая: улицы расположены вдоль реки. Прежний архитектурный облик сохранился незначительно: Станица имела три улицы, протянувшиеся вдоль Коелги на 1 километр (ширина примерно 10 метров), в направлении с севера на юг. В настоящее время сохранилась старая улица на западном берегу Коелги - ул. Октябрьская (старое название не сохранилось ) и на восточном берегу сохранилась ближняя к реке сторона улицы (ныне ул. Победы). Старые дома на восточной стороне ул. Победы снесены, и там выстояны современные пятиэтажные дома. Полностью изменился облик ул. Советской, на которой старых домов почти не осталось. На сохранившихся улицах прослеживаем: огороды и все хозяйственные постройки расположены за домами, «сбегают» к реке. Восточный берег реки более высокий и крутой, чем западный. Исторический центр села находится на высоком восточном берегу реки. Здесь находилась казачья управа (каменное здание сохранилось частично, в начале 20-ого века в 30-ые годы были сделаны деревянные пристройки).


На самом высоком месте (ул. Победы) стояла православная церковь (она не сохранилась). Вокруг церкви построек не было. На свободном пространстве перед церковью и управой находился манеж, где казаки обучались джигитовке. В настоящее время на этом месте находится памятник казакам, погибшим в русско-лионской войне и памятник погибшим в Великой Отечественной Войне.
Недалеко находится сельсовет, магазины. И в настоящее время данное место остается центром села. С востока за селом расположен машинный двор, на юго-восточной окраине - производство: хлебозавод, молокозавод, колбасный цех, часть рабочих ресурсов занята на нефтекачке.


Сохранившиеся старинные дома дают представление о традициях домостроительства. Дома ставились, в основном, 'пятистенки, но были и четырехстенки. Основной строительный материал - сосна и лиственница. По словам информаторов леса раньше спускались до самой реки. Лиственница и сейчас сохранилась местами. Сохранился один двухэтажный каменный дом (ширина стен от 36 до 48 см.).


Деревянные дома ставили на фундамент из камня (карьер действует и сейчас). Сохранились дома, имеющие полуподвальный жилой этаж. Старинные дома украшены резьбой.
В селе Травники проживает около 6 тысяч человек: русские, казахи, мордва, татары, башкиры, есть осетины, белорусы, марийцы, немцы, украинцы. Преобладающим населением являются русские, затем казахи, мордва и татары. Остальные национальности представлены незначительно. Отмечены смешанные браки. Среди рассмотренных преобладают семьи, в которых женщины русские.
В семье, где один из родителей русский, дети, как правило, записаны русскими. В казахско-русских и осетино-русских семьях (отец - казах или осетин) сын записан по отцу, дочь по матери. Если дочь единственный ребенок, то она записывается по отцу.
В настоящее время жители Травников владеют земельными участками от 2 до 25 соток. Держат в хозяйстве крупный рогатый скот (коровы), свиней, меньше овец,, лошадей, птиц.

 

Лосев Сергей Львович 1928 г.р.

По словам информатора, отец его, Лосев Лев Александрович 1900г.р., происходил из казачьего рода. Семья состояла из 5 человек. Сергей Львович закончил 3 класса. По словам информатора, в 10 км. от Травников находилась заимка «Сибирка». Там выращивали рожь, пшеницу, горох с овсом на корм скоту. В огородах выращивали морковь, картофель, капусту, горох.

В 5 км. от Травников находился ключ. Там была построена часовня. В эту часовню ходили молиться бабушки, если долго не было дождя.

Информатор рассказал, как делали квас: Из хлеба и картошки делали опару, добавляли хмель. 

Кожевникова Александра Ивановна 1927г.р.

Родилась в Шахматово. По словам информатора, в хозяйстве держали коров, овец, лошадей, кур, гусей. На полях выращивали рожь, пшеницу, овес, лен.

Дома ставили деревянные, стены не штукатурили, бревна покрывали мхом.

Пол в доме не красили.

Дом, в котором информатор живет сейчас, сложен из лиственницы. Стоит с середины 19 века. Имеет полуподвальный этаж, где первые хозяева держали лавку, там же жили работники.

По словам информатора, хлеб пекли дома в русской печи. Опору заводили из картошки и муки с добавлением хмеля. Тесто в деревянных формах ставили в печь. Хлеб резали, прижимая каравай к груди. Из бересты делали коробочки под масло. Пекли пироги с грибами, мясом, клюквой.

По словам информатора, рядом с домом, в котором она сейчас живет, находился заезжий двор. Рядом же жил чеботарь, т. к. до сих пор при перекопке участка находятся обрезки кожи.

Казанцев Алексей Иосифович 1920 г.р.

Родился в Травниках. Родители: Иосиф Леонтьевич, Елизавета Григорьевна.

Отец - рабочий штамповочного завода. В Травниках организовал кузницу: ковал коней, хорошо ремонтировал инвентарь. Кузница находилась на восточной окраине деревни.

В Травниках отец пользовался большим уважением. Дали земельный надел.

По словам информатора, жизнью станицы руководил атаман. Для того чтобы поселиться в станице, нужно было получить разрешение атамана. За проступок батюшка мог наложить наказание - 80-100 поклонов. За пьянство и буйство по приказу атамана садили в кутузку; за более серьезные проступки наказывали плеткой.

По словам информатора, в станице была православная церковь из красного кирпича, вокруг нее построек не было - была большая лужайка. На ней казаки занимались джигитовкой. Недалеко располагалась казачья управа. Вокруг нее ­манеж, где обучали казаков. Для службы отец должен был снарядить сына: конь, сабля.

В семье информатора было 8 детей. Земли было до 30-х годов - 1,5 га. В хозяйстве была лошадь, держали корову, немного овец.

Сеяли рожь, пшеницу. На своей земле работали сами или нанимали у богатых «лобогрейки», «самостройки». Затем использованием механизмов отрабатывали. В самосброски запрягали лошадей, в самосброске был привод ­И она сама сбрасывала зерно. Были «лобогрейки» - с нее нужно было самим сбрасывать зерно. Но в основном убирали серпами. Женщины связывали снопы, мальчики ставили. Дети также возили на поля взрослым обеды, воду с ключа. Сено заготавливали на лугах, что находились в 5 км. от деревни (сейчас ­распаханные поля). Осенью молотили зерно на муку. Лошадь крутит колесо, кружится барабан.

Внутри - пальцы. Снопы развязывали, спускали в барабан, и пальцы обдирали зерно. Солому женщины убирали. На работы бедные могли наниматься к зажиточным. За работу платили зерном, хлебом.

В огородах выращивали брюкву, горох, огурцы. Разводили лошадей. Лошади свободна ходили, паслись. На зиму их ковали подковами с шипами, на лето ­без шипов.

Разводили пчел. Пчелы брали нектар с ромашек, подсолнечника, клевера, гранатника (похоже на петрушку, хорош для медосбора).

Были и охотники. В лесу водились тетерева, ку4ропатки, на болотах утки, гуси. На месте современного пруда раньше тоже был пруд. Там водились такие же дикие утки и гуси.

На этом же пруду стояли две водяные мельницы.

Развивались местные промыслы: плели из конопли веревки, вожжи. Жмых от конопли шел скоту на корм. Были мастера по пошиву одежды, овчин.

Информатор помнит, что в 28-29 годах собирались в Травниках ярмарки. Они проходили на площади перед церковью. Приезжали узбеки, армяне. Они везли муку, орехи, изюм, курагу. Товар привозили на одногорбых верблюдах. Китайцы торговали свистульками.

Из Миасса привозили золотой песок. Приезжали из Вятки. Вятские привозили дуги, лопаты, прялки, щетки для чесания льна, лопаты для зерна. Вятские же катали из овечьей шерсти валенки - «пимы». Сами казаки не могли делать этого. У валенок галеница раскрашивалась красителями.

По словам информатора, в Травниках отмечали Троицу, Пасху.

На Пасху в церкви освещали куличи. В обычные дни готовили суп, паштет: грибы, капусту, картофель тушили в русской печи.

В пост варили кисель из гороховой муки, заваривали кипятком. Затем кисель застывал, и его резали ножом, как холодец. Много солили капусты - бочками. Весной ели кислую капусту сами, и кормили коров.

Готовило и сусло: проращивали рожь на 1,5 см., сушили, мололи на мельнице - получали солод. Солод заливали водой, ставили в печь, 1-2 часа он упревал в корчаге. В корчаге было отверстие - из него наливали, в праздники развлекались. Информатор помнит, что был казак, который одевался как клоун: Штаны со штанниками разного цвета. Он научил лошадь крутить хвостом, кланяться. И это показывал.

Информатор помнит игры:«лапта», «бабки». Зимой катались на деревянных коньках. Коровий помет - в круглую форму, заливали водой - он замерзал, и на этих сайках катались.

Информатор рассказал, что в лесу собирали, да и сейчас собирают, душицу, ромашку, полевой клевер, шиповник, богородскую траву (чабрец). Рассказывают, что чабрец клали на угольки и обносили новорожденных телят.

Информатор дал старый рецепт приготовления лекарственных заваров: календула, клевер, ромашка, тысячелистник, настоять и пить.

Тысячелистник - закрепляет желудок от поноса. И телят тоже поили этим настоем от поноса.

Подорожник (листья заваривать) - желудок лечит.

Информатор дал рецепт приготовления домашнего вина (настойка на ягодах): на 10 литров воды - малина, смородина, вишня, дрожжи - 1 столовая ложка, сахар - 1 стакан.

Мед также использовали - капли от катаракты. Деревенские лекари могли лечить вывихи.

Мукшун Софья Степановна 1929 г.р.

Родилась в Щапино. Жила та до 18 лет. Ее родители приехали из-под Ярославля 1912-1915 г. из деревни Михайловка. Они крестьянского рода. Семья, из которой вышел отец, владела мельницей.

В голод приехали в Щапино. Работали по найму у кулаков. По словам информатора, на полях выращивали пшеницу, рожь, горох. В поле садили картошку. В колхозе за трудовой день платили этим же зерном. В колхозе разводили коров и овец. В личном хозяйстве держали 1 корову, больше не разрешали, свиней. На огороде сажали морковь, капусту, репу, огурцы, мак, брюкву, подсолнечник. Семья платила налог: 40 кг., мяса, 100 яиц, картошку.

На продажу возили яйца, подсолнухи. По словам информатора, дома ставили пятистенки зажиточные люди. Ставили и «избушки» - четырехстенки. Мебели в домах не было: стояли лавки, столы. В зажиточных домах потолки печи были железные. Стайки, изгороди ставили из камня («плитняк» - камень плитами, пластами. Добывали из карьера, который действует сейчас).

По словам информатора, В Щапино, были промыслы: сапожное дело, была мастерская, где выделывали кожу, хром. В Барсуках и в Травниках работали пимокаты: В Травниках - хорошо катал хозяин Василий, В Барсуках - отец и сын Лапочкины.

В Травниках и Щапино были свои бондари, они изготавливали бочки под квас (круглые, закрытые, могли быть с краном), «лагуны» («лагунки») - бочки, в которых возили воду на поля, кадушки, делали грабли, вилы, дуги, коромысла, сапки - все из дерева. Вилы - «трехрожки» делали из березы.

Ходили бригады - строители домов («рубщики»). Договор составлялся на основе того, сколько стоит один ряд уложенных бревен по периметру. Ездил ремонтник, собирал тряпье. Были свои печки, две кузнецы.

По словам информатора, в обычные дни готовили пищу: «шти» (щи), варили и жарили картошку на растительном масле, на сметане. Квасили молоко сметаной. Если ставили в печь и тушили до красноты, то это уже варенец. Варили студень (холодец).

Играли в «бабки»: раскрашенный кости в ряд по 3-4 штуки. С 3-4 шагов нужно сбить, бросали столько раз, сколько бабок стоит; «шаровки»: на вбитый столбик устанавливали шарик из дерева и сбивали шаровкой деревянной, примерно 60 см. длинной.

Дом по адресу ул. Победы 55 поставил Золотухин в 1916 г. В 1931 г. дом отобрали, а хозяина сослали в Верхотурье. Дом крестовик имел подвальное помещение, там жили работники, и было хранилище. Подвальное помещение отапливалось, там была печь. 

На праздники пекли блины, пироги с мясом, грибами, ягодами, пельмени с капустой, картошкой и грибами. Грибы (грузди) и огурцы солили в кадках.

Летом делали квас: варили картошку, из картошки с отрубями делали лепешки, пекли их. Затем заливали водой. Добавляли листья вишни. На пост делали кулагу, овсяный кисель, свекольник: сварить свеклу, нарубить сечкой в корытце, в корчаге развести водой и добавить ржаную корочку.

По словам информатора, летом ходили босяком. Зимой в валенках («пимах»).

Зимой ходили в тулупах, шубах, полушубках: отрезанные до талии, сзади хлястик, двубортный.

Информатор рассказывала, что на рождество ходили по домам, пели колядки:

«Славите, славите, Сами люди знаете -

Зачем пришли? - за копеечкой. Открывайте сундучок,

Подавайте пяточек или гривенничек. Вон на полке пироги,

Не дадите пирога, мы корову за рога!»

Молодежь собиралась на вечерки. Был гармонист. Старухи приходили и смотрели, выбирали невест. На вечерках плясали «Сербеяночку», «Колхозницу» (танец для двух пар).

       

 

Рыжкова Зоя Михайловна 1925г.р.

Родилась в Челябинске. Отец - Морозов Михаил Максимович из Карасей, из рода казачьего. В Челябинске жили в бревенчатом доме, три комнаты, русская печь. В семье трое детей.

В Карасях отец был в работниках у зажиточного казака Вахнина. Хозяин держал коров, овец, лошадей; сеяли пшеницу, горох, садили картошку. В огороде садили свеклу, морковь, брюкву, капусту, горох, бобы. Информатор рассказывала, что жали серпами, цепами выбивали.

Вспоминает, что во время войны сеяли пшеницу из лукошка, снопы вязали, зимой веяли руками снопы, но были и веялки - «велнки». Заготавливали «чурки» (дрова), для фронтовых машин, которые работали на дровах.

Если урожай были большие, то снопы ставили в «зароды» - большие стога. Веяли на токах (выжигали место на поле).

Информатор вспоминает, как одевалась ее мать: длинная черная юбка и синяя блуза под ремешком. Юбки широкие, блузы с рюшами. Блузы: узкие рукава, приталенные, пуговицы с сзади, глухой ворот. Зимой мать носила белый полушубок, обделанный черным мехом и толстую клетчатую шаль. Ходила в валенках - самокатках. Бабушка покупала шали, откладывала матери на приданное.

Информатор вспоминает, что Покров отмечали в Травниках у родственников.

В тридцатые годы еще отмечали этот праздник, была еще станица, съезжались казаки.

В 1941 году семья поехала в Травники, но казаков уже не было. В казачьей управе была школа - семилетка. Здесь учились из ближайших деревень ­Мельниково, lllахматово, Березки, Маскайка.

Информатор вспоминает, что готовили борщи, каши, овсяный кисель: замачивали овсяную муку на сутки, затем верх сливали, процеживали, а то, что осталось заливали кипятком.

На праздники пекли шаньги с творогом, ягодами, делали пельмени с мясом, грибами и картошкой.

Царева Зоя Петровна 1927 г.р.

Родилась в Ключах. В Травниках с 1948г. Родилась в казачьей семье. Отец - Кузнецов Перт Иванович.

Семья жила в доме на двух хозяев. Семья была бедная. Когда отец вступил в колхоз, дом был отдан под контору.

Деревня была названа так, потому что были ключи. Бабушка Наталья Ивановна 1864 г.р., родилась в Чебаркуле, видела первый паровоз - «кукушка», который появился в Чебаркуле. Бабушка бабушки помнила Пугачева. Наталья Ивановна в Бога не верила, но иконы стояли в доме, работала на шахте

В Чебаркуле и в Травниках держали корову, лошадь, но лошадь сдали в колхоз. Информатор вспоминает, что у бабушки юбка и кофта были парами. Юбки широкие в  «тальянку» - собранная на поясе, пуговицы на боку. У кофты ворот глухой, на груди отделка из гипюра.

Царев Иван Яковлевич 1924г.р.

Родился в селе Янг - Май, в доме под Куйбышевым (Самарой). Село русское, вокруг мордовские села. В колхозе на полях - овес, просо, рожь. Скот: лошади, коровы. Садили картошку, собирали и солили грибы. Смешивали муку с крапивой и желудями и заваривали. В Травниках, помнит, пекли пироги, блины из пшена.

Информатор вспоминает, носили лапти, сапоги - на праздник, домотканые штаны, косоворотки.

Чуйкин Николай Семенович 1923г.р.

Родился в Кундровах в 20-ти км. от Травников. Информатор рассказывал о казачьих традициях. Казаки несли охранную службу. За это получали привилегии:

1. На душу населения 16 десятин земель.

2. Форму: фуражка с голубым кантом, брюки с голубыми лампасами. 

3. Конь, шашка.

На девочек землю не давали.

Фомин Алексей Иванович 1907г.р.

Родился в Миассе. Отец плотник, приехал из Вятки, жил в Непряхино.

Строил по деревням дома. Богатым ставил крестовые дома из сосны. Крыши крыл богатым железом, бедным - тесом. В домах, которые строил отец, было по 4 комнаты. Сама же семья имела домик из 2-х комнат.

Держали 2-х лошадей, корову. В огороде садили картофель, свеклу, морковь.

В Непряхино был золотой прииск. В 1999 году он был вновь открыт.

Глубина 60-70 м., добывали рудное золото. Информатор был старателем. Он вспоминает, что от Травников в 5 км. был ключ. Там 3 года мыли золото. Как велись поиски золота: выступ был 1,5 м. длиной, его втыкали в землю, если что­-то хрустело, там были шурф. Пестиком разбивали камни в ступе в поисках золота. 

деревня Камбулат

Расположена на р. Камбулат, рядом с оз. Камбулат, в 4-х км. от Травников. Деревня Камбулат возникла на месте старинного башкирского поселения, о котором сведений не сохранилось, но существует исламское кладбище, ранние могилы которого датируются, по словам местных жителей, 1700 годом. Само название деревни свидетельствует, что первыми жителями в этих местах были башкиры. «Кам» - по - башкирски крепкий, «Камбулат» - крепкий булат. Существует легенда, что на разных берегах речки жили два брата - Кам и Булат. По одной версии они поссорились и в схватке убили друг друга. По другой, объединили свои хозяйства и назвали свои владения Камбулат. Эти версии рассказаны местными жителями. Планировка поселка двухрядная улицы вытянуты вдоль реки. Архитектурный облик значительно изменился: исчезли старые дома на правом берегу реки, сохранилась старая улица на правом, высоком берегу реки, но старых домов осталось много, это пятистенки или четырехстенки. Сараи и изгороди, постройки из камня плитняка - почти не сохранились. Дворы выстланы плитняком. Во многих домах у крыльца уложены старые плиты. Воду брали в ключах за деревней, были и деревянные колодца в деревне.

Деревня Камбулат относилась к станице Травники. Сейчас Комбулат также относится к травниковскому сельсовету. В настоящее время в деревне проживают русские, казахи, но русских - большинство.

Рыбалкина Лидия Матвеевна 1917 г.р., русская.

Родители: Матвей Петрович -русский, Татьяна Давыдовна - мордовка. Они приехали в Камбулат из Пензы в 1912г. В семье было семеро детей. Родители были бедные, работали на зажиточных, работали на зажиточных - сеяли, убирали урожай.

Затем им дали землю. Дом строили на памяти Лидии. Стоили из лиственницы, сосны. В доме была кухня и комната. Информатор отмечает, что обычно внутреннее пространство дома делилось так: «изба» - кухня, «горница» - спальня (маленькая, стояли только столик и койка). 

    

Стены в доме и пол не красились, их мыли, терли песком. На кухне обязательно были палаты, на них можно было перелезть с печи. В правом углу кухни и комнаты полочка для образов (икон), рядом с русской печкой полочка для посуды.

В доме, в котором сейчас живет информатор, и который тоже стоит с начала 20-ого века, 2 печки - русская печь, как сказала информатор, для хлеба, и очаг для тепла и варева.

В домашнем хозяйстве держали 2-х коров, лошадь, 5 овец, 2 кур, 10 уток.

В огороде садили картошку, капусту, брюкву, репу, тыкву, огурцы. Держали пчел (отец даже учился на курсах пчеловодов). На поле выращивали лен, пшеницу, овес, гречиху. На уборку брали у богатых жатку, молотилку. Лен молотили цепом.

Садов не было. Они появились в 30-ые годы. В саду росли яблони, крыжовник. Ходили в лес, собирали ягоды: вишню, костянку. Ягоды сушили. Собирали грибы: белые, обабки, масленки, грузди, «волменки» (волнушки).

Информатор вспоминает, что ткали дома на кроснах. Она помогала матери.

Помнит, что ткали на полотенца. Отбеливали так: сворачивали гармошкой, мочили, раскладывали на солнце (летом), полотенце сохло (повторяли несколько раз), и так выгорало.

Пряли шерсть, вязали. А вот одежду шил портной из Травников. Приезжал и на дому заказчика шил. У информатора «Зингер» ножная.

Носили одежду: юбки широкие до колена или длинные по икры. Нарядная юбка в складку (наряжались на вечерки). Кофту украшали гипюром, узкий рукав с оборкой внизу, глухой ворот, отрезная по талии. Воротник мог быть отложным, тогда пуговицы впереди в ряд. Кофты могли быть свободные прямого покроя. Информатор вспоминает, что использовали ткани: сатины, ситец, шелк, комикор («миткаль» - плотная ткань) для простыней.

Девушки заплетали 2 косы, стригли волосы. Женщины носили шишки, были у них кокошники, болгарки (сеточка) на шишки. Вокруг этой шишки эта болгарка затягивалась шнурками. Носили бусы, серьги, брошки. Мужчины носили бороды с 40 лет, усы.

Обычно готовили: суп, борщ, жаркое, пироги с ягодами. На праздники: пельмени с мясом. Жаркое, зажаренные поросята, блины. На Пасху красили яйца. Во время поста: кулагу из ржаной муки: муку заливали водой, насыпали солод (проращивали рожь, мочили и на печь, рожь давала ростки, потом сушили и размалывали) и в русской печи парили с утра до вечера. Опускали льдинку, что бы остудить, бросали ягоды. Стоит еще 2 дня и готова. Цвет ­коричневый, как густой , сладкая. Готовили сусло. Как делали, не помнит, но помнит, что текло из корчаги. Пили чай - малиновый, фруктовый, сладкий. Сладости: сахар - шаром (голова), орехи привозные, семечки.

Информатор вспоминает праздники:

• Масленица: катались на лошадях, сжигали чучело из пшеничной соломы - «медведя жечь».

• Свадьба: в кошевках кашали молодых, богатые отмечали 2 недели, бедные 2-3 дня.

Развлечения - вечерки: собирались в избе, которую откупали за деньги.

Танцевали «сербянку», «колхозницу».

Информатор кратко рассказала о детских играх: прятки, игра в мячик: 2 команды, один подает, другая команда ловит, и, в этот момент, первой команде нужно перебежать. Мяч шили из кожи (4 лоскутка). Скатывали шерсть с коровы (мочить и катать) и в кожаный мешочек. Играли в тряпичные куклы. Лица раскрашивали химическими карандашами, волосы делали изо льна.

Кубекова Руман Мулдамuвна 1929г.р., казашка.

Рауман родилась в Коеме. В 1936 г. приехала в Камбулат. В семье проживали брат бабушки и 5 детей.

В хозяйстве отца: коровы, 1-2 овцы, 5-6кур, гуси: Огород был 7-8 соток.

До войны, по словам информатора, в деревне был колхоз Куйбышева. В 1957 г. объединились с миасской, образовался колхоз Калинина. Во время войны информатор работала в заготконторе - сдавала государству коров, овец, свиней, кур, гусей. Главная контора находилась в Чебаркуле. В колхозе сеяли ячмень, овес, пшеницу, рожь, травы: костер, донник, тимофеевку. Сейчас те же и растут. Для силоса: подсолничник и кукурузу. Делали 2 укоса трав - в середине июля - костер, и в августе. На колхозных огородах: подсолнечник, свекла, огурцы, капуста, морковь, арбузы. Держали пасеки. Сейчас уже нет.

Информатор сообщила свою версию названия деревни. «Кандблак» ­«кровяная речка» (по-башкирски). Так говорили со времен Пугачева, который проходил по этим местам и свирепствовал.

По словам информатора, население, в основном, русское. Информатор рассказала, как строили дома в деревне. Дома ставили из лиственницы, на каменном фундаменте. Старые дома имели подвальные помещения (2 метра глубиной), вход в подвал со двора, под верандой. Бревна в домах протыкивали мхом. Мох брали в бору. Внутри стены не штукатурили, стены красили или белили. Пол тоже не красили. Когда мыли, подшаркивали теркой - одевали на ногу и шоркали.

Дом, в котором Кумбековы живут, принадлежал зажиточному казаку Евсееву. Ему уже почти 100 лет. Это пяти стенок, стояла русская печь: плита и печь (отверстие для хлеба). Хлеб пекли не в формах, а на пату. Плита обычно в домах делалась отдельно. У них же была комбинированная. Информатор вспоминает, что воду брали из 2-х ключей за деревней. Но было 2 бревенчатых колодца в деревне.

Информатор сообщил о детских играх: «клетки» - классики, прятки, в мяч (мяч накатывали с коров). Зимой катались на санках, ящиках. Асык - казахская игра: бросали сустав от бараньей кожи: если падала отверстием вверх - игрок продолжал играть, если обратной стороной - игра переходила к другому. Если на бок вверх выемками - отличный игрок, если на бок с другой стороны ­выбывали из игры.

Постоянная одежда - камзолы. В праздники - богато украшенные вещи.

Щапины Василий Владимирович 1929 г.р. и Валентина Петровна 1931 г.р.

Родился в Щапино, казачьего рода. Валентина Петровна родилась в селе Ерал. Там жили переселенцы из Вятки. Говор у них на «оконье». Отец - Петр Сергеевич - ветврач. Зоотехник, мать - Пелогея Ивановна. И отец и мать казачьего рода.

Отец Василия Владимировича - Владимир Васильевич - работал в Карабаше на медных рудниках. Был камальщиком, комал вагопешку. НКВД забрали его и привезли в Камбулат. Работал на косилке, возил копны. Колол дрова.

По словам информатора, в Камбулате был сельсовет. В колхозе сеяли овес, пшеницу, рожь, садили картошку. В личных огородах садили морковь, огурцы. Держали коров, лошадей, гусей, уток.

По словам информатора, его родственница рассказывала, что один зажиточный казах Евсеев имел поля от крутого лога до р. Маскойки (примерно 100 га.). Имел 2 лошади, 3 коровы, был раскулачен. Информатор сообщил, что дома ставили бревенчатые (сосна и лиственница). Лиственницу везли со стороны Миасса, Златоуста, Аши. В доме было обычно одно помещение. В нем русская печь и палаты. Палаты, деревянные на верху, напротив печи. Стены белили белой глиной. Глину брали из специальных ям, добавляли соль, что бы не стиралась.

Бани строили на берегу реки из камня. Заборы выкладывали тоже из камня. Камень добывали в карьерах в бору. Эти заборы не сохранились. Дворы были выстланы камнем, сейчас остались каменные плиты у крылец. Недалеко золотой рудник. Есть Яринский колок - покос, названный по имени человека, который косил здесь траву.

По словам информатора, что мужчины носили «толстовки» из толстой ткани. Строгость была, пуговицы все должны быть застегнуты, Носили сапоги - хромовые, тонкие, в гармошку - богатые, остальные - яловые - из молодой телячьей кожи.

Волосы убирали: девочки волосы зацепляли корзиночкой, плели косы: 2 косы ото лба и они вплетались в 2 позади или в 1 косу. Женщины носили шишку с гребешком.

Информатор вспоминает игры:

• Шаровки - вбивался колышек, на него ставили птичку из дерева. По ней били и бежали, другие ловят.

• Пыжик - кусочек олова в шкурку и подпинывали ступней, кто больше Кино смотрели немое, для этого нужно было купить динамо (30-ые годы).

В 1938 году увидели свой первый звуковой фильм «Комсомольск на Амуре».

Вечерами пряли, вязали. Электричества не было. В картошке делали отверстие, туда бинтик в жиру, и он горел. Позже - 7-линейные керосиновые лампы. 


Copyright MyCorp © 2018