Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 25.09.2018, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Школа юного исследователя (Курс III)


назад

 

Школа юного исследователя. Курс 3

Данный курс посвящен риторическому искусству. Быть умелым оратором важно для юного исследователя. Правильно выстроенное выступление позволяет «держать» внимание слушателей, позволяет максимально точно и привлекательно для слушателей донести главные идеи авторской речи до слушателей и жюри. На занятиях данного курса формируется  умение строить выступление, защитную речь. Курс позволяет познакомиться с приемами изложения информации.  

 

Занятие 1.

Композиция (структура) речи.

План

1. Теория. Композиция речи: начало речи и вступление.

2. Практика. Формирование умения построения начала речи.

3. Развитие творческого воображения.

  1. Теория

Композиция речи - это закономерное, мотивированное  содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое.

1.Начало речи.

Чтобы захватить внимание слушателей сразу, нужно эффектно воздействовать на них искусным построением речи.

А) Речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: 

- «Уважаемые друзья…»

- «Здравствуйте…»

- «Я рад вас приветствовать…»

- «Разрешите представиться..»

- « Я рад счастливой возможности выступить перед вами».

Б) Чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории. Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь внимание слушателей. Этих «зацепляющих крючков» (по мнению А.Ф. Кони) может быть много: какой-нибудь парадокс, какая–нибудь странность, как-будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная с речью), неожиданный и неглупый вопрос. (Кохтев Н.Н. Риторика: «Кони приводит такой пример. Выступающий хочет рассказать о римском императоре Калигуле, который стремился к неограниченной власти и требовал, чтобы его почитали как бога. Если оратор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что он родился тогда-то, как он воспитывался и где жил, такая речь не вызовет эмоций, не привлечет внимания. Но почему же? «Потому что в этих сведениях нет ничего необычного. Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а когда привлечено внимание присутствующих». Каким сделать начало речи? А.Ф.Кони предлагает такое начало: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателей детей. Мне, маленькому, было жалко тех ребят, которых великан–людоед резал, как порося большим ножом. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться ему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то…

 

Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. «Скажут, причем здесь людоед? А притом, что людоед - в сказке и Калигула - в жизни- братья по жестокости».)

2.     Вступление. После интригующего начала следует вступление.

В академической речи вступление вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания и психологически подготавливает их к восприятию изложения. В нем сообщается а) тема выступления, б) проблема, которая будет рассмотрена в основной части, ее актуальность, в) т. зр. ученых на проблему, г) новизна рассмотрения автора, д) цели и задачи работы.

(Пример. Кохтев. Риторика: лекция Георгия Валентиновича Плеханова, прочитана в Берне. Это вступление характерно для академической речи:

«Прежде чем я перейду к изложению и выяснению экономических явлений и законов, я считаю необходимым в кратком введении рассмотреть с вами три следующие вопроса:

  1. Что такое политическая экономия?
  2. Какое место занимает она в ряду других общественных наук?
  3. В какое отношение люди, изучающие эту науку, должны стать выдвигаемым ею политическим задачам?»

Так четко вступление выделяется в докладе или лекции. Оно должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их. Так оратор настраивает слушателей на восприятие информации.

2. Практика.  Придумать собственный пример Вступления.

 

3. Развитие творческого воображения.

Занятие 2. Композиция речи. Главная часть речи.

План

 

  1. Теория. Главная часть речи.

А) Особенности ее построения.

 

Б) Логические формы изложения: анализ синтез, сравнение, обобщение.

 

  1. Практика. Закрепление полученного знания.

3. Развитие творческого воображения

 

1.Теория Главная часть речи. Особенности ее построения

Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается главная мысль речи (главное в работе).

А) Главная мысль может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя. Если слушатель заинтересованный, то основная мысль формулируется в конце речи. Такое расположение главной мысли объясняется психологическим законом памяти- «фактором края», или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что находится в  начале или в конце последовательности событий.

Б) Основная мысль пронизывает все выступление, которое распадается на части, каждая из которых имеет свою идею. Как же излагается материал речи?  

Выступающий пользуется логическими формами изложения. Что это такое? Какие приемы и формы существуют? Основные логические приемы формирования понятий: анализ синтез, сравнение, обобщение.

 

Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков.

Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным (главным) и несущественным признакам.

Обобщение – это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

4.Практика.

Задание. 1.Определить, какие  формы  изложения представлены в тексте.

а)«В «Мертвых  душах» Н.В.Гоголя помещик Манилов  - сладкий мечтатель, в чертах его есть «что-то заискивающее»; Коробочка – небогатая помещица, усадебный дворик которой «наполнен птицей и всякой домашней тварью»

(В произведении автор показывает отдельные черты героев. Это аналитическая форма изложения)

б) «…Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Сабакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили  они столовую: медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем.»

(Анализ:«..держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь..».

Синтез: «держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь»

Обобщение: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили  они столовую: медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем.»).

 Задание 2. Привести примеры различных форм изложения.

 

5. Развитие творческого воображения (Анализируем и обобщаем)

Разговор с колесом.

-Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, такую получишь накачку.

- Значит, спуску не дают?

-Ох, не дают! Да еще и того и гляди –под машину угодишь. Вот что главное!

- Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

- Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…

Задание. 1 Выбери из  списка эмоций те, которое испытывало колесо (не более четырех): страх, усталость, боязнь, ужас, желание сочувствия, гордость, отчаяние, тревога,  смущение, высокомерие, любовь.

Вариант: Проанализировать слова колеса и определить те качества, которые характеризуют его.

2. Составь обобщенный образ колеса.

 

 


Copyright MyCorp © 2018