Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 25.05.2018, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Музей школы №104 г. Челябинска
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Словарь юного исследователя

Словарь предназначен для учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Словарь содержит специальную терминологию, знание и понимание которой поможет юному исследователю правильно спланировать свою деятельность, верно выбрать самые оптимальные методы работы, позволит со знание дела выполнить все требования, предъявляемые к исследовательской работе.

 Раздел 1.

Структура исследовательской работы

Актуальность  работы – важность, ценность темы для   жизни, современного общества.

Гипотеза – это обоснованное предположение. Развитие гипотезы идет двумя путями: 1. Дедуктивное выведение гипотезы из уже известных теорий, идей, принципов; 2. Индуктивное построение гипотезы на основе фактов, явлений из жизненного опыта.(Дедукция, индукция- см. « Методы исследования»)

Задачи конкретизируют цель исследования-  это ступени достижения цели, направленные на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. В работе можно записать «задачи работы – выявить  «нечто», разработать «нечто», сравнить «нечто» и т.д.».

Новизна работы – 1. новые аспекты, ракурсы рассмотрения темы, проблемы, которые не рассматривались ранее другими исследователями 2.  Иные, отличные от традиционных, оценки изучаемых проблем, явлений, процессов.

Объект – процесс  или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Противоречие – в  логике наличие (в тексте, рассуждении, в теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого. Противоречие указывает на логическую порочность (неверность) приводящего к нему рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу рассуждения. В  исследовательской работе противоречие, например, может проявляться в актуальности и неразработанности, неизученности  темы.

Проблема -  постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено.

Предмет исследования  находится в границах объект- сторона, аспект объекта исследования или точка зрения.

Тема - определение сути исследования. Для того, чтобы определить тему исследования, необходимо выявить проблему, определить объект, предмет исследования.

Цель исследования - это конечный, желаемый результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти.

 Раздел 2.

 Методы исследования

 Абстрагирование (лат. «отвлечение»)- мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других свойств. Например, планета Земля- планета Солнечной системы - планета – небесное  тело - тело (многоступенчатое абстрагирование).

Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Дедукция - выведение частного вывода из общего суждения; перенос общих законов в конкретную ситуацию.

Индукция - выведение общего утверждения из конкретных суждений, фактов.

Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Идеализация - метод мысленного конструирования идеальных объектов, т. е. объектов, которые не существуют и не могут существовать, но изучение которых позволяет упростить сложные системы, выделить свойства объекта в их «чистом виде» и благодаря этому установить существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Например, плоскость, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.д.

Измерение - сравнение одного объекта с другим объектом, выступающим в качестве эталона.

Классификация – процесс  разделения предметов, явлений, процессов на группы по их общим и особенным признакам. Например, стол, стул, кровать - это предметы класса «мебель», плюшевый мишка, кукла, паровозик - это класс «игрушки.»

Метод – способ  достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Модель – мысленно  представляемая или материально реализованная система, воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать информацию о самом объекте.

Моделирование – исследование  каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Наблюдение – целенаправленное  систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Обобщение – объединение  объектов в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. С помощью Обобщение осуществляется поиск существенных признаков, принадлежащих целому классу предметов. Например, деревянный стул, деревянный стол, деревянная кровать. Основной  признак: эти предметы служат для удобства проживания людей в помещении. Второстепенный признак - эти предметы –  деревянные. На основании этих признаков делаем обобщение - эти предметы - деревянная мебель.  

Сравнение - метод сопоставления объектов, с целью выявления сходства или различия между ними.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях действительности.

Эмпирический - основанный на опыте, изучение фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.

Эксперимент (лат. «опыт», «проба»)- метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Эксперимент может быть натуральным, модельным (см. выше).

 Раздел 3.

Работа с текстом

Аннотация (лат. «замечание») - краткая характеристика книги, статьи, научной работы, излагающая их содержание(обычно в виде перечня главнейших вопросов ) и дающая иногда их оценку.

Рецензия (лат. «осмотр», «обследование») – 1. статья в газете, журнале, целью которой является критический разбор какого- либо научного или художественного произведения; 2. критический анализ реферата, научной статьи.

Тезисы - последовательно изложенные основные положения работы, идеи, мысли; это выводы, обобщения, которые выписывают в виде цитат, или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Цитата (лат.- «приводить в движение», «вызывать»)- точная, буквальная дословная выдержка, выписка из какого- либо текста с указанием источника.

 

Раздел 4. 

Композиция речи. Искусство выступления.

 

Аргументация. Для доказательства своей мысли важно использовать аргументы - доводы в обоснование какого-либо положения, мысли, истинность которых проверена и доказана. Совокупность таких доводов называется аргументацией. Аргументы могут быть к существу дела и к человеку.

Анафора – риторическая (стилистическая) фигура, или оборот, используемые для усиления выразительности высказывания. Заключается в повторении отдельных слов или оборотов в начале предложения. Пример: «Были десятки встреч, споров, но нам было легко. Легко потому, что уже были встречи в Москве, Вашингтоне. Было легко, потому что уже практически началось разоружение».

 «Зацепляющие крючки» - приемы удержания внимания слушателей

 Закон « первого и последнего места» («фактор края») -  психологический закон памяти, в соответствии с которым главная мысль речи формулируется или в начале главной части речи (если слушатель не заинтересован) или в конце главной части (если слушатель заинтересован), так как запоминается лучше всего то, что находится в начале или в конце последовательности событий.

Композиция речи – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Речь состоит из  начала(этикетные формулы, «зацепляющие крючки»), вступления, главной части (содержания), конца речи.

Логические формы, приемы изложения - анализ, синтез, сравнение, обобщение (см. методы исследования).

Повтор – риторическая (стилистическая) фигура, или оборот, используемые для усиления выразительности высказывания. Повтор создает интенсивность действия, но, главное,- связывает отдельные части ораторской речи, подчеркивают актуальность мысли, служат опорными словами при произнесении речи. Пример: «Сегодня мы рассмотрим важный вопрос, очень важный!»

Приемы изложения и объяснения. Эти приемы разнообразны: показ таблиц, схем, графиков, демонстрация опытов. Можно строить изложение таким образом, чтобы от общих положений и правил переходить к частному, конкретному. Это так называемая дедукция. Можно строить изложение от частного (анализ известных или новых фактов)к общему выводу. Это индукция. Можно использовать прием аналогии.  Аналогия – умозаключение  о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Риторика – наука  об ораторском искусстве. Состоит из пяти частей: поиск материала, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение.  Разработана в античности. Сейчас: Риторика - это наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации.

Этикетные формулы – формы  представления, приветствия, обращения, предшествующие собственно выступлению.

Категория: Мои статьи | Добавил: muzei (17.11.2013)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018